Каталог Психология: исследование и практика Профессианально-психологический отбор сотрудников органов Внутренних Дел

Профессианально-психологический отбор сотрудников органов Внутренних Дел

безопасность оценка психологический отбор обследование кадровые подразделения
Заказать готовую работу
📄 91 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность темы, цель и задачи исследования; определение объекта, предмета и применяемых методов

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы

  1. Историко-методические основы формирования "профессионально-психологического отбора" сотрудников ОВД
    1. Развитие понятия и становление подходов
    2. Ключевые теоретические положения и понятие "профессионально-психологического отбора"
  2. Компетентностный критерий: анализ "показателей профессиональной компетентности и пригодности"
    1. Структура профессиональных компетенций в системе ОВД
    2. Методологические схемы и оценка пригодности кандидатов
  3. Диагностические технологии в оценке специалистов
    1. Особенности проведения психодиагностического обследования
    2. Технологии и процедура профессионального отбора, а также определение профессиональной пригодности субъектов учебной и профессиональной деятельности ОВД

Глава 2. Сравнительный анализ теоретических подходов и практических кейсов

  1. Методологические модели в оценке кандидатов
    1. Сравнительный разбор методов социодиагностического исследования
    2. Проблемные аспекты применения методик в практике ОВД
  2. Производственная практика и результаты интеграции технологий
    1. Случаи из практики, иллюстрирующие особенности диагностики
    2. Роль "технологий и процедуры профессионального отбора" в формировании кадрового потенциала

Глава 3. Эмпирическое исследование профессионально-психологической пригодности кандидатов

  1. Организация эмпирического этапа
    1. Определение цели, постановка задач и описание выборочной базы
    2. Планирование психодиагностического обследования личности кандидатов
  2. Обработка данных и анализ результатов
    1. Методы интерпретации и оценка полученных результатов
    2. Выявление закономерностей в формировании профессиональной пригодности

Заключение

  1. Подведение итогов исследования, основные выводы и практические рекомендации

Список литературы

  1. Перечень использованных источников и нормативных документов

Методики выявления факторов риска, перечисленных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их обнаружение, устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. В исследовательских работах отмечается, что применение данных методик позволяет обеспечить объективность оценки рисковых факторов, что подтверждено исследованиями 2021 года.

При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на момент обследования трудового стажа, а также стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, обозначенный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не подлежит проверке. Такой подход, установленный для обеспечения справедливости отбора, получил положительные оценки экспертов в области кадровой политики.

Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации создаются специализированные комиссии по психологическому отбору (далее – комиссии). Формирование комиссий осуществляется на основании утвержденного Министерством внутренних дел положительного регламента, что подтверждает системность данного подхода.

Состав комиссий включает экспертов из кадровых подразделений и специалистов медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации. Среди них имеются лица с высшим (послевузовским) психологическим или медицинским образованием по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также специалисты с иным высшим медицинским или педагогическим образованием, прошедшие профессиональную переподготовку (повышение квалификации) по соответствующей специальности. Такой междисциплинарный состав отвечает современным требованиям комплексного подхода к оценке психофизиологического состояния кандидатов.

Оценка личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, предусмотренных подпунктами "в" – "к" пункта 7, проводится специалистами кадровых подразделений с использованием специализированных технических устройств, не наносящих ущерба здоровью людей и окружающей среде. Выявление факторов риска, закрепленных за подпунктами "а", "б" и "л" пункта 7, осуществляется экспертами медицинских организаций с применением медицинских изделий, что гарантирует высокую точность диагностики.

Порядок формирования комиссий и утверждения их нормативных положений, а также типовое положение о составе комиссий формируются на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данный регламент обеспечивает необходимую правовую основу для их деятельности.

Комплексное обследование проводятся на основании письменного согласия кандидата, оформленного в день подачи заявления с намерением поступления на службу. В этот же день кадровое подразделение выдает кандидату направление на прохождение обследования, содержащее дату, время и место проведения процедуры.

Формы направлений и образцы письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации, что свидетельствует о стандартизации процедуры. Комплексное обследование необходимо завершить в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию.

В процессе обследования члены комиссий обязаны проверять личность кандидата с использованием документов (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направлений. При осуществлении медицинского обследования предварительным условием является получение информированного, добровольного согласия кандидата, что соответствует современным принципам защиты прав личности.

Список литературы

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа,

Никонов В.П., Козловский И.И., Славнов С.В. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов (Северо-Кавказский регион) // РМЖ, Том 4 № 11,

– 12 п.л.

-448с.

Андреева И.А. Исследование особенностей личности сотрудников МВД, выполняющих профессиональную деятельность в условиях реальной витальной угрозы / И.А. Андреева, И.В. Пажильцев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, №31,

– 512 с.

Правоохранительные органы РФ .Учебное пособие/ Под ред. В.К. Боброва.-М.: МЮИ МВД России, «Щит-М»,

Жуланов А.В. Психологические основы успешности профессиональной деятельности в экстремальных условиях. // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: сб. науч. тр. / под общ. Ред. В.И. Косяченко. – Волгоград: ВА МВД России,

Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. – М.,

Приказ МВД России от

-376с.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс,

Психология. Словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат,

Актуальные проблемы сферы психологии и права. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской конференции 15-17 мая 1998 года, г. Калуга. – Калуга,

– 64 с.

-199с.

– 211 с.

Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. – М.: ГУК МВД России,

Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер,

-511с.

– 204с.

-174с.

Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000 – 560 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие/ под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М,

Дунин Г.С. Психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: основы теории и практики /Г.С. Дунин/ Монография. Вып. 2 – М.: Копи-центр,

– 240 с.

с. 61-

Приказ МВД России от

Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие. – М.: РИО РТА,

– 368 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,

Мухина В.С., Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподраздений ФСБ // Развитие личности.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРОХ», 1998 – 672 с.

Пажильцев И.В. Психологические особенности личности сотрудников спецподразделений МВД России – участников контртеррористической операции на Северном Кавказе и их психотерапевтическая коррекция: Автореф. канддисс. СПб,

Мягких Н.И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации (концепция, принципы, критерии, технологии) – диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

- 268с.

– 361 с.

Методические рекомендации Департамента тыла МВД России «Организация медико-психологического обеспечения сотрудников ОВД, выполняющих задачи в особых условиях» – Москва

Панчихин О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный психологический отбор.// Законность, 1993, №

– 494с.

Минжанов Н.А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД// Психопедагогика в правоохранительных органах, 1995, №

2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».

Бюллетень Министерства юстиции РФ. - №1, 1999г., 14-

Забродин Ю.М. «Модель личности» психодиагностике (для практических психологов). Кн. 1-я.- М.:Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки насел.,

Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к человеку // Развитие личности.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие/ под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь,

2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

.

- 320с.

-136с.

-624 с.

-195с.

Приказ МВД России от

-190с.

– 672 с.

Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо,

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М,

– 464 с.

Приказ МВД России от

-С.54-

с. 87-

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск: Изд-во «Университетское»,

Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Андреева И.А., Корчмарюк В.А. Методика организации социально-психологических исследований в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. Ред. Канд. Педагог. Наук В.Л. Кубышко – М.: ЦОКР МВД России,

2008 г. № 1195дсп «О мерах по совершенствованию организации использования сил и средств специальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при проведении специальных операций (мероприятий)».

– 160 с.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,

2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации».

-287с.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов.- М.: Пер Се,

Чичерин В.С. Некоторые аспекты организации и проведения профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1995, №

Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ,

– 41 с.

Психология. Учебник. / под редакцией А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ»,

№ 4 (

Федеральный закон от

– 116с.

Подшибякин А.Н. Формы и методы морально-психологической подготовки личного состава ОВД к работе в особых условиях// Опыт, проблемы, формы и методы работы психологической службы. УВД Тульской области. – Тула, 2000, 30-

Человек и правоохранительная деятельность / Под.ред. В.П. Сальникова.- СПб.: Фонд «Университет»,

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М,

Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика,

Патрушев А.В., Баньков В.И. Личный доминантный психофизиологический профиль, как основа профессиональной пригодности к деятельности в системе МВД: Практическое пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России,

2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

-517с.

Пажильцев И.В., Андреева И.А. Результаты психологического исследования сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.

-С.27-

– 351 с.

Михайлова Т.В. Оценка и прогноз пригодности личного состава специальных подразделений МВД России к деятельности в чрезвычайных и экстремальных ситуациях – диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. - М.: Высшая школа психологии,

-436с.

Суворов Г.Б. Обусловленность успешности физической подготовки бойцов ОМОН. //Ананьевские чтения: Б.Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (материалы научно-практической конференции) / Под общ. Ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та,

Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,

Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер,

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностики развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002 – 339 с.

– 584 с.

Вопросы и ответы

Что представляет собой профессионально-психологический отбор в деятельности психолога в правоохранительных органах?
Профессионально-психологический отбор – это специализированное направление, ориентированное на объективную оценку психолого-профессиональных характеристик кандидатов. Оно включает комплекс диагностических мероприятий, обеспечивающих соответствие личностных качеств и профессиональной подготовки требованиям правоохранительной практики.
Какие показатели применяются для оценки профессиональной компетентности и пригодности сотрудников органов внутренних дел?
Оценка профессиональной компетентности и пригодности базируется на ряде показателей, характеризующих психолого-профессиональные качества, нормативное соответствие установленным требованиям и интеграцию личностных особенностей с профессиональными стандартами. Такой системный подход обеспечивает объективность в определении уровня профессиональной подготовленности.
Каким образом структурируется технология и процедура отбора, а также определение профессиональной пригодности субъектов учебной и профессиональной деятельности?
Структура технологии и процедуры отбора опирается на последовательность диагностических этапов, включающих стандартизированные методики и критерии оценки. Данный подход позволяет детально оценить квалификационные и психологические аспекты, обеспечивая объективное определение профессиональной пригодности субъектов учебной и профессиональной деятельности.
Какие этапы включает организация социально-психологического исследования личности кандидатов?
Организация социально-психологического исследования личности кандидатов основывается на поэтапном подходе, включающем формирование репрезентативной выборки, постановку четких целей и задач, а также применение психодиагностических методов для проведения обследования. Такой методологический комплекс позволяет обеспечить всестороннюю оценку психологических характеристик.
Какова структура постановки целей и задач эмпирического исследования профессионально-психологической пригодности кандидатов?
Постановка целей и задач эмпирического исследования характеризуется системным обоснованием актуальных научных проблем и практических требований. Четкое формулирование исследовательских целей направлено на выявление ключевых аспектов профессиональной пригодности, а соответствующая детализация задач обеспечивает структурированное и комплексное исследование.
Какие методики исследования применяются для анализа результатов оценки профессиональной пригодности кандидатов?
Для анализа результатов оценки применяются стандартизированные психодиагностические методики, сочетающие количественные и качественные подходы. Такой комплексный метод позволяет систематизировать данные, выявить взаимосвязи между психолого-профессиональными характеристиками и обеспечить объективность сделанных выводов.
Как организовано психодиагностическое обследование в контексте исследования личности кандидатов?
Психодиагностическое обследование осуществляется посредством четко структурированного процесса, включающего выбор адекватных методов диагностики и последовательное проведение тестирований. Данный процесс обеспечивает достоверность измерений и формирование полной картины психологического состояния кандидатов.
Какую роль играют приложения в исследовательском проекте оценки профессионально-психологической пригодности?
Приложения выполняют важную вспомогательную функцию, обеспечивая документальное сопровождение основного исследования за счет представления дополнительных данных, методических указаний и аналитических материалов. Это способствует углубленному анализу и более детальной интерпретации полученных результатов.