Каталог Психология: исследование и практика Влияние индивидуальных свойств личности на эффективность профессиональной деятельности менеджера

Влияние индивидуальных свойств личности на эффективность профессиональной деятельности менеджера

менеджмент мотивация кластерный анализ дисперсионный анализ эффективность
Заказать готовую работу
📄 74 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность исследований в области профессиональной деятельности менеджера
  2. Цель, задачи и методологическая опора работы
  3. Объект исследования, предмет анализа и используемые методы

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки профессиональной деятельности менеджера

  1. 1.1. «Понятие и основные особенности профессиональной деятельности менеджера» – концептуальные рамки и сущностный анализ
  2. 1.2. «Эффективность профессиональной деятельности менеджера» – критерии оценки и показатели результативности
  3. 1.3. «Взаимосвязь индивидуальных свойств личности и эффективности профессиональной деятельности менеджера» – анализ теоретических взаимосвязей
  4. Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирический анализ влияния индивидуальных свойств личности на эффективность профессиональной деятельности менеджера

  1. 2.1. Формулирование цели, гипотезы и задач эмпирического исследования
  2. 2.2. Применяемые методики исследования – инструментальная оценка и анализ данных
  3. 2.3. Результаты исследования профессиональных и личностных особенностей современных менеджеров
  4. 2.4. Анализ взаимосвязи индивидуальных свойств личности и эффективности профессиональной деятельности менеджера на основе эмпирических данных
  5. Выводы по главе 2

Заключение

  1. Обобщение полученных результатов и выработка практических рекомендаций

Список литературы

  1. Перечень использованных источников и справочной литературы

В результате применения теста «Мотивация профессиональной деятельности» выявлено, что лишь 11% менеджеров характеризуются наименее оптимальным уровнем мотивационного комплекса, в то время как 58% демонстрируют промежуточные показатели, а 31% обладают наиболее благоприятной мотивационной установкой (Рисунок 2.8.).

Для изучения взаимосвязи индивидуальных свойств личности и эффективности профессиональной деятельности менеджеров проведён кластерный анализ с выделением пяти кластеров. При этом дисперсионный анализ подтвердил статистическую значимость различий между переменными во всех кластерах, что свидетельствует о высокой роли исследуемых параметров в классификации личностных и профессиональных особенностей. Собранные данные согласуются с результатами ряда зарубежных исследований, подтверждая необходимость системного подхода к оценке управленческих компетенций.

Таблица 2.1 иллюстрирует результаты дисперсионного анализа по параметрам, таким как “Компетентность во времени”, “Самоподдержка”, “Ценность самоактуализации” и прочим характеристикам, включая гибкость поведения, контактность и организаторские способности. Каждый из параметров демонстрирует высокие значения F-критерия (p = 0,000000), что подчёркивает их значимость и позволяет отнести их к критериям классификации в рамках современной управленческой практики.

Таким образом, полученные результаты не только подчёркивают сложность и многогранность мотивационных и личностных характеристик менеджеров, но и обосновывают практическую ценность дальнейшей сегментации специалистов для разработки специализированных программ повышения квалификации. Результаты кластерного анализа представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.1. Дисперсионный анализ по результатам исследования личностных и профессиональных особенностей современного менеджера
Параметры Между SS сс Внутри SS сс F значим. p
Компетентность во времени 22,35265 4 17,80735 95 29,81214 0,000000
Самоподдержка 23,41100 4 18,82900 95 29,52953 0,000000
Ценность самоактуализации 22,68274 4 20,31726 95 26,51514 0,000000
Гибкость поведения 30,37489 4 16,21511 95 44,48959 0,000000
Реактивная чувствительность 23,23193 4 18,87807 95 29,22749 0,000000
Спонтанность 38,96376 4 12,42624 95 74,47061 0,000000
Самоуважение 14,23827 4 22,52173 95 15,01479 0,000000
Самопринятие 23,33255 4 14,66745 95 37,78080 0,000000
Принятие природы человека 33,21036 4 9,78964 95 80,56944 0,000000
Синергия 33,33839 4 19,42161 95 40,76835 0,000000
Принятие собственной агрессии 25,15160 4 21,59840 95 27,65716 0,000000
Контактность 35,52108 4 8,91892 95 94,58833 0,000000
Познавательные потребности 14,38002 4 17,32998 95 19,70722 0,000000
Креативность 25,61658 4 19,13342 95 31,79745 0,000000
Открытость 33,35058 4 17,40942 95 45,49700 0,000000
Самоуверенность 30,91241 4 14,79759 95 49,61413 0,000000
Саморуководство 14,88400 4 19,70600 95 17,93844 0,000000
Отражённое самоотношение 31,40654 4 15,03346 95 49,61634 0,000000
Самоценность 21,42943 4 22,68057 95 22,43986 0,000000
Самопринятие 29,39792 4 20,04208 95 34,83674 0,000000
Самопривязанность 31,78813 4 9,97187 95 75,70982 0,000000
Внутренняя конфликтность 30,54189 4 17,56811 95 41,28901 0,000000
Самообвинение 19,52885 4 22,23115 95 20,86307 0,000000
Цели в жизни 22,26755 4 18,89245 95 27,99289 0,000000
Процесс жизни 15,47827 4 22,52173 95 16,32241 0,000000
Результативность жизни 32,48318 4 16,26682 95 47,42635 0,000000
Локус контроля – Я 26,58009 4 16,80991 95 37,55386 0,000000
Локус контроля – жизнь 33,36019 4 15,38981 95 51,48242 0,000000
Коммуникативные способности 22,68274 4 20,31726 95 26,51514 0,000000
Организаторские способности 32,53730 4 8,70270 95 88,79549 0,000000
Мотивационный комплекс 19,87193 4 18,12807 95 26,03468 0,000000

Список литературы

Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики,

Бондаренко А.С. Психологические особенности эффективных менеджеров по продажам / А.С. Бондаренко, А.И. Омельяненко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы». – М.: Кредо,

– 352 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Класс,

– 640 с.

– 227 с.

Белбин М.Р. Эффективные менеджеры: секрет их успеха с позиции командных ролей / М.Р. Белбин // Вестник Московского университета. Серия 24: Менеджмент. –

№52-

– С. 82 –

Усова О.В. Эффективный менеджер в системе банковских услуг: влияния профессиональных и личных компетенций / О.В. Усова // Актуальные вопросы экономических наук. –

Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми: Психология кадрового менеджера / Г.В. Щёкин. – К.: МАУП,

– 568 с.

– 164 с.

Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической философии / Л.Я. Дорфман. – М.: смысл; Академия,

– 176 с.

– 257 с.

– 224 с.

Деркач А.А. Самореализация – основание акмеологического развития / А.А. Деркач, Э.В. Сайко. – М.: МПСИ; МОДК,

– С. 236 –

Клешева Н.А. Сотрудничество образовательных учреждений и работодателей на муниципальном уровне / Н.А. Клещева, Г.В. Петрук // Современные проблемы науки и образования. –

Сутович Е. Профессионально-значимые качества менеджера. Взгляд вчера и сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nestor.minsk.by/sn/1999/31/sn

– С. 93 –

Бочоришвили В.Г. Влияние личности менеджера на эффективность управления организацией / В.Г. Бочоришвили // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. –

Халипина Е.А. Требования и качества современного эффективного менеджера / Е.А. Халипина // Science Time.

Журавлёв А.Л. Социальная психология российского предпринимательства. Концепция психологических отношений / А.Л. Журавлёв, В.П. Позняков. – М.: Институт психологии РАН,

– С. 91 –

Розанова В.А. Психология управления / В.А. Розанова. – М.: Альфа-Пресс,

– 195 с.

Петрук Г.В. Формирование профессионально важных качеств экономистов-менеджеров в системе самостоятельной работы студентов: Дис. канд. пед. наук. – Владивосток,

– 432 с.

– 400 с.

Мешкова С.С. Характеристика современного менеджера и требования к менеджеру будущего / С.С. Мешкова, Н.Н. Муравьёва // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. –

Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. – М.: Статут,

– С. 61 –

Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: МОДЭК; МПСИ,

– 160 с.

Мокин Ю.Н. Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров по персоналу: Дис. канд. психол. наук. – СПб,

Психология менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/psihologiya-menedzhmenta.html

– 185 с.

Сидоровский К.Ю. Формирование организационно-управленческих способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности: Дис. канд. пед. наук. – М.,

Хмелькова Н.В. Трансдисциплинарная модель современного эффективного менеджера / Н.В. Хмелькова // Управленческие науки. –

– 404 с.

– 368 с.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия,

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М,

Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя / В.С. Агапов. – М.: Изд-во РАГС,

Абрамкина М.О. Необходимые качества менеджера для эффективного управления / М.О. Абрамкина // Социально-экономические и гуманитарные исследования. –

html

– 840 с.

– 411 с.

– 384 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл,

Хрусталёва Т.М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности: Дис. д-ра психол. наук. – Пермь,

Белякова И.А. Диагностика и развитие профессиональных способностей студентов-менеджеров: Дис. канд. психол. наук. – Ставрополь,

Менеджер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7712#sel=6:1,6:6

– 544 с.

– 173 с.

Летникова Н.Б. Эффективная деятельность менеджера в современной организации: на примере предприятий гостиничного бизнеса: Дис. канд. экон. наук. – М.,

– С. 473 –

– С. 21 –

Синягин Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды / Ю.В. Синягин. – М.: Связь-Принт,

– 260 с.

Марков В.Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления / В.Н. Марков. – М.: РАГС,

– 304 с.

– 210 с.

– 576 с.

Чернышев В.Н. Человек и персонал в управлении / В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. – М.: Энергоатомиздат,

Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера Е.Г. Молл. – СПб: Питер,

Яблонский С.А. Психология лидерства / С.А. Яблонский. – К.: Высшая школа,

Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа,

Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. – М.,

Картёжникова А.Н. О профессионально значимых качествах экономистов-менеджеров / А.Н. Картёжникова // Практика подготовки менеджеров: Опыт и проблемы: Сборник докладов международной научно-практической конференции. – Калуга: Эйдос,

– 487 с.

Скибицкая Л.И. Организация труда менеджера / Л.И. Скибицкая. – М.: Центр учебной литературы,

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос,

Пузиков А.В. Коммуникативные качества руководителей: Дис. канд. психол. наук. – СПб,

Всемирнова Ю.В Компетентностный подход к моделированию успешности профессиональной деятельности профессионала / Ю.В. Всемирнова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.,

Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука / А.М. Омаров. – М.: Экономика,

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь,

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб: Речь,

– 584 с.

– 134 с.

Сердюк О.Д. Теория и практика менеджмента / О.Д. Сердюк. – К.: Профессионал,

– С. 11 –

– 272 с.

– 480 с.

– 160 с.

Дзвинчук Д.И. Психологические основы эффективного управления / Д.И. Дзвинчук. – К.: ЗАО «Ничлава»,

Баталова Т.В. Личностные детерминанты процесса профессионального становления менеджеров в вузе: Дис. канд. психол. наук. – М.,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание,

– 288 с.

Цветков А.Н. Менеджмент / А.Н. Цветков. – СПб: Питер,

Ингиу О. Японский менеджемент. Прошлое, настоящее и будущее / О. Ингиу. – М.: Эксмо,

Хусаинова Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р. Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования. –

– 128 с.

– 312 с.

– 280 с.

– 544 с.

Привалова О.Д. Психическая устойчивость как фактор успешности профессиональной деятельности менеджеров малого бизнеса: Дис. канд. психол. наук. – М.,

Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров: Дис. канд. психол. наук. – Хабаровск,

– С. 104 –

– 320 с.

С. 20 –

Шевелева В.П. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту / В.П. Шевелева. – Нижний Тагил: ФГОУ СПО Нижнетагильский торгово-экономический колледж,

– 816 с.

Айсина Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Дис. канд. психол. наук. – М.,

Перегудова Е.А. Профессиональная деятельность современного менеджера / Е.А. Перегудова, Т.Г. Анурова // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. –

– 224 с.

– С. 217 –

– 161 с.

– 223 с.

Николаев С.Д. Интеллектуальный ресурс как фактор эффективной деятельности организации / С.Д. Николаев, В.В. Баранов, А.В. Зайцев // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Горелова, О.Н. Мельникова. – М.: Креативная экономика,

Ребрин Ю.И. Управление качеством / Ю.И. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ,

Рахимова Б.Х. Требования к личности менеджера / Б.Х. Рахимова, М.А. Бетилгириев // Актуальные вопросы экономических наук. –

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь,

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – М.,

Кляйнманн М. Ассесмент-Центр / М. Кляйнманн. – М.: Гуманитарный центр,

– С. 62 –

Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А.П. Ситников. – М.: Технологическая школа бизнеса,

Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб: Питер,

– С. 230 –

– 208 с.

– 480 с.

– 384 с.

– Т.

Вопросы и ответы

Какие ключевые компоненты включает анализ профессиональной деятельности менеджера?
Анализ профессиональной деятельности менеджера включает определение понятия деятельности, рассмотрение особенностей её реализации, оценку эффективности и анализ взаимосвязи между индивидуальными свойствами личности и результативностью профессиональных задач. Эти компоненты представляют собой взаимосвязанный комплекс, способствующий комплексной оценке управленческого потенциала.
Что подразумевается под эффективностью профессиональной деятельности менеджера?
Эффективность профессиональной деятельности менеджера определяется как совокупность показателей, характеризующих успешность реализации управленческих функций. Этот показатель отражает не только результаты деятельности, но и степень влияния индивидуальных качеств личности на достижение поставленных целей в профессиональной сфере.
Как соотносятся индивидуальные свойства личности и эффективность деятельности менеджера?
Индивидуальные свойства личности напрямую коррелируют с эффективностью деятельности менеджера, так как личностные характеристики влияют на принятие профессиональных решений и качество управленческих действий. Такая взаимосвязь позволяет оценивать профессиональный потенциал посредством анализа персональных особенностей, способствующих реализации управленческих функций.
Какие основные этапы включает эмпирическое исследование влияния индивидуальных свойств личности на эффективность профессиональной деятельности менеджера?
Эмпирическое исследование состоит из формулирования цели, гипотезы и задач исследования, применяемых методик для сбора данных, анализа полученных результатов, а также оценки влияния индивидуальных свойств личности. Такой структурированный подход обеспечивает объективную оценку взаимосвязи между личностными характеристиками и профессиональной эффективностью.
Как определяется роль теоретического анализа в исследовании профессиональной деятельности менеджера?
Теоретический анализ играет фундаментальную роль, так как он формирует концептуальную базу для понимания понятий, критериев эффективности и взаимосвязи с индивидуальными свойствами личности. Благодаря этому подходу становится возможным систематизировать знания и выстроить механизм практической оценки эффективности управленческих функций.