Каталог Социальная работа: анализ и практика Социальная работа с девиантными подростками

Социальная работа с девиантными подростками

образование социальная работа воспитание психология экстренная помощь
Заказать готовую работу
📄 83 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

Обоснование актуальности проблемы, обозначение целей и задач исследования, определение объекта, предмета и используемых методов кризисного анализа.

Глава 1. Теоретический анализ девиантного поведения подростков: «беспризорность» и «безнадзорность»

  1. 1.1. Типология и концепция девиантного поведения

    Изложение теоретических постановок, классификация видов девиации и анализ сущностных определений.

  2. 1.2. Социально-психологический портрет подростковой девиации

    Исследование детерминирующих социальных и психологических факторов, формирующих рискованные поведенческие установки.

  3. 1.3. Феномен «беспризорность» и особенности безнадзорности

    Сравнительный анализ проявлений беспризорности и безнадзорности как специфических форм отклонений в подростковой среде.

Глава 2. Исследование деятельности кризисной службы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

  1. 2.1. Обоснование предмета исследования кризисных мер

    Аргументация выбора темы исследования, определение объекта и методологической базы в рамках кризисного сопровождения.

  2. 2.2. Анализ работы «Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних»

    Детальное изучение организационно-тактических решений, применяемых в работе отделения, и оценка их эффективности.

  3. 2.3. Механизмы экстренной поддержки в отделении экстренной помощи

    Разбор структуры оказания экстренной помощи, оперативных приемов и методик ведения кризисных ситуаций.

  4. 2.4. Функциональные возможности отделения «Социальная гостиница»

    Анализ работы отделения, специализирующегося на временном проживании, и оценка его вклада в предупреждение девиантных явлений.

Глава 3. Разработка мер по совершенствованию социальной работы с девиантными подростками в условиях кризисной службы

  1. 3.1. Новые подходы к функционалу специалистов кризисной службы

    Предложения по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников, повышение квалификации и внедрение современных методик работы.

  2. 3.2. Рекомендации по модернизации работы отделений кризисной службы

    Разработка практических мер по совершенствованию организационных структур, координации подразделений и усилению профилактических программ.

Выводы

Систематизация результатов исследования, формулировка основных выводов и определение перспектив дальнейших разработок в области социальной работы с девиантными подростками.

Заключение

Подведение итогов исследования, оценка достигнутых результатов и предложения по дальнейшему совершенствованию кризисной службы.

Список литературы

Перечень использованных источников, нормативных документов и практических методических рекомендаций.

Приложения

Сопроводительные материалы, схемы, графики и таблицы, дополняющие основные разделы исследования.

В данной работе проанализированы кадровые вопросы службы, включая оптимизацию штатного расписания для улучшения функционирования учреждения. На текущем этапе предлагается замена ставки воспитателя на должность педагога-организатора, который будет отвечать за разработку и проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий, праздников и встреч для детей, что позволит активнее вовлекать их в общественную жизнь.

В структуру штата включены 6 ставок социальных педагогов, в то время как вакансии для социальных работников отсутствуют. Здесь необходимо отметить, что функции социального педагога и социального работника существенно различаются. Социальный педагог занимается аналитической работой с семьями, разрабатывает маршруты сопровождения, составляет соответствующую документацию и проводит консультации по вопросам социальной защиты, в то время как социальный работник осуществляет непосредственный патронаж, сбор документов и информации, организует визиты по адресам, сопровождает детей в образовательные и медицинские учреждения.

Ниже представлена сравнительная характеристика функциональных обязанностей двух специалистов:

Должность Основные функции
Социальный педагог Аналитика работы с семьей, разработка маршрутов сопровождения, подготовка сопроводительных документов, проведение консультаций по вопросам социальной защиты.
Социальный работник Непосредственный патронаж, сбор и анализ документов, выездные консультации, сопровождение ребенка в образовательные и медицинские учреждения.

В отделении экстренной помощи детям отмечены проблемы в организации работы специалистов. Так, педагог-психолог, работающий по стандартному графику с 9:00 до 17:00, не соответствует нормативам, предусматривающим 18 часов для диагностики, консультирования и коррекции, а также 18 часов для методической работы, что не требует постоянного присутствия на рабочем месте. В связи с этим предлагается введение методического дня раз в неделю и изменение рабочих часов оставшихся дней с 11:00 до 16:00.

Аналогично, в отделении функционируют 4 ставки воспитателей, что избыточно для координации деятельности детей, если принять среднее количество – 15 детей одновременно, что удовлетворяет нормативу одного воспитателя на каждые 10 человек. Оптимальным решением является сокращение количества воспитателей до двух.

Отсутствие ставок социальных работников требует дополнительного внимания, поскольку сопровождение детей до дома, образовательных и медицинских учреждений, а также оформление документов являются критически важными процедурами. В данном контексте предлагается разделить рабочий день социального работника на две смены: дневную (с 12:00 до 16:00) в пункте оказания помощи и вечернюю (с 16:00 до 20:00) для выездной работы, что соответствует пиковым часам скопления детей на улице.

Кроме того, выявлена вакантная должность врача, что является острой проблемой, учитывая ежедневное обращение детей за медицинской помощью. Учитывая, что основная категория пациентов – дети, находящиеся на улице, обеспечение сопровождения и первичной медицинской помощи приобретает первостепенное значение.

Список литературы

Теория и методология социальной работы. М., 1994

Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995

Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 с. 22

Личность и группа. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 71

— 23 с.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000

Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб,

Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000

pp: 380-

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Психологическая энциклопедия. М.,2001

— 176с.с. 366

Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков. М.,

Можчинский. Агрессия подростков. СПб.,

Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336

Щербаков Н. Ю., Васильева С. М. Причины подростковой агрессивности в школе. В сб. “Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений” под ред. Е. А. Вороновой и С. А. Васильевой., СПб.,

Технологии социальной работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Научно-методическое пособие. М., 2001

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,

Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002

Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995

Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М.,

стр. 20-34

Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997

Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995

Социальная работа с семьей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ

Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002

pp: 345-

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков. М.,

Келасьев В. Н. Некоторые стратегии ограничения деструктивных последствий конфликтов. – В кн. “Конфликт и социальный порядок”. Изд. СпбГУ, СПб,2002, с. 171-180

Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ.,

Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000

№ 1 (

Щербаков Н. Ю., О понятиях индивидуальности и индивидуализации. В сб.: Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб.,

Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика,

Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002

Zimbardo P., Weber A. Psychology.

Филатов А.И. Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений. Вопросы психологии. 94,2

Немов Р. С. Психология. Книга

Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2

Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,

Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М..,

Шипунова Т. В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. Криминология: вчера, сегодня, завтра – СПб.,

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М,

McConnell J. Understanding Human Behavior. Fifht Edition. Michigan,

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. СПб., 1996

Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001

Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001

Кон И. С. Психология ранней юности. М.,

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М.Просвещение.1989

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. М., 2000

Гревцов Ю. И. Социология права. СПб., 2001

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.,

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997

Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996

Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве¬щение,

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,

Выготский Л. С. Психология., М., 2000

Социология молодежи. Под ред. Лисовского В. Т., СПб., 1996

Основы социальной работы. Ред. П. Д. Павленок. М 1999

Шипунова Т. В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии. Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., №

— 288 с.

Конфликтология. Под ред.А. С. Кармина. СПб .,

Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004

, М., 2001

Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. Под. ред. Вороновой Е. А. СПб., 2003

Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.1994

—120с.

Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002

Вопросы и ответы

Что характеризует беспризорность как вид девиантного поведения подростков?
Беспризорность представляет собой форму поведения, отклоняющуюся от установленных социальных норм, при которой подростки оказываются лишёнными надлежащего контроля и опеки. Эта характеристика обусловлена нарушением социального порядка и изменёнными механизмами адаптации, что требует специального внимания при анализе и профилактике девиантного поведения.
Что представляет собой понятие девиантного поведения и его виды?
Девиантное поведение определяется как систематическое отклонение от общепринятых норм и стандартов, что может проявляться в различных формах. Оно включает как социально обусловленные проявления, так и индивидуальные психологические особенности, что позволяет учитывать широкий спектр его видов и особенностей проявления в подростковой среде.
Какие социальные и психологические факторы способствуют формированию девиантного поведения у подростков?
Формирование девиантного поведения в подростковом возрасте обусловлено комплексом социальных и психологических факторов, включающих влияние окружения, семейные обстоятельства и особенности личностного развития. Эти факторы взаимодействуют, создавая благоприятные условия для возникновения и закрепления отклонений от общепринятых норм поведения.
Как структурирована деятельность кризисной службы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних?
Деятельность кризисной службы организована посредством нескольких функциональных подразделений, каждое из которых выполняет определённые задачи в профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Структурное деление включает отделения, ориентированные на профилактику, оказание экстренной помощи и предоставление социального сопровождения, что позволяет комплексно решать проблемы, связанные с девиантным поведением.
Каковы рекомендации для совершенствования социальной работы с девиантными подростками в кризисной службе?
Рекомендации направлены на оптимизацию организационной структуры и совершенствование методов взаимодействия специалистов службы с подростками. Предлагается внедрение новых функциональных обязанностей, а также улучшение координационных механизмов между подразделениями для повышения эффективности профилактических и коррекционных мероприятий.
Какие предложения по совершенствованию функциональных обязанностей специалистов кризисной службы предусмотрены?
Предложения предполагают пересмотр и оптимизацию системы распределения обязанностей специалистов, с акцентом на развитие компетенций, необходимых для оперативного реагирования в кризисных ситуациях. Эти меры нацелены на повышение профессионализма и эффективности работы, что способствует своевременному выявлению и корректировке проявлений девиантного поведения.
Какие предложения по совершенствованию деятельности отделений кризисной службы можно выделить?
Деятельность отделений кризисной службы предполагается совершенствовать через структурные и методологические изменения, направленные на улучшение координации и повышения качества предоставляемых услуг. Рекомендуется внедрение современных практик работы, оптимизация процессов и усиление взаимодействия между подразделениями, что позволит более эффективно предотвращать случаи безнадзорности несовершеннолетних.