Социальная работа с девиантными подростками
Содержание
Введение
Обоснование актуальности проблемы, обозначение целей и задач исследования, определение объекта, предмета и используемых методов кризисного анализа.
Глава 1. Теоретический анализ девиантного поведения подростков: «беспризорность» и «безнадзорность»
-
1.1. Типология и концепция девиантного поведения
Изложение теоретических постановок, классификация видов девиации и анализ сущностных определений.
-
1.2. Социально-психологический портрет подростковой девиации
Исследование детерминирующих социальных и психологических факторов, формирующих рискованные поведенческие установки.
-
1.3. Феномен «беспризорность» и особенности безнадзорности
Сравнительный анализ проявлений беспризорности и безнадзорности как специфических форм отклонений в подростковой среде.
Глава 2. Исследование деятельности кризисной службы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
-
2.1. Обоснование предмета исследования кризисных мер
Аргументация выбора темы исследования, определение объекта и методологической базы в рамках кризисного сопровождения.
-
2.2. Анализ работы «Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних»
Детальное изучение организационно-тактических решений, применяемых в работе отделения, и оценка их эффективности.
-
2.3. Механизмы экстренной поддержки в отделении экстренной помощи
Разбор структуры оказания экстренной помощи, оперативных приемов и методик ведения кризисных ситуаций.
-
2.4. Функциональные возможности отделения «Социальная гостиница»
Анализ работы отделения, специализирующегося на временном проживании, и оценка его вклада в предупреждение девиантных явлений.
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию социальной работы с девиантными подростками в условиях кризисной службы
-
3.1. Новые подходы к функционалу специалистов кризисной службы
Предложения по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников, повышение квалификации и внедрение современных методик работы.
-
3.2. Рекомендации по модернизации работы отделений кризисной службы
Разработка практических мер по совершенствованию организационных структур, координации подразделений и усилению профилактических программ.
Выводы
Систематизация результатов исследования, формулировка основных выводов и определение перспектив дальнейших разработок в области социальной работы с девиантными подростками.
Заключение
Подведение итогов исследования, оценка достигнутых результатов и предложения по дальнейшему совершенствованию кризисной службы.
Список литературы
Перечень использованных источников, нормативных документов и практических методических рекомендаций.
Приложения
Сопроводительные материалы, схемы, графики и таблицы, дополняющие основные разделы исследования.
В данной работе проанализированы кадровые вопросы службы, включая оптимизацию штатного расписания для улучшения функционирования учреждения. На текущем этапе предлагается замена ставки воспитателя на должность педагога-организатора, который будет отвечать за разработку и проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий, праздников и встреч для детей, что позволит активнее вовлекать их в общественную жизнь.
В структуру штата включены 6 ставок социальных педагогов, в то время как вакансии для социальных работников отсутствуют. Здесь необходимо отметить, что функции социального педагога и социального работника существенно различаются. Социальный педагог занимается аналитической работой с семьями, разрабатывает маршруты сопровождения, составляет соответствующую документацию и проводит консультации по вопросам социальной защиты, в то время как социальный работник осуществляет непосредственный патронаж, сбор документов и информации, организует визиты по адресам, сопровождает детей в образовательные и медицинские учреждения.
Ниже представлена сравнительная характеристика функциональных обязанностей двух специалистов:
Должность | Основные функции |
---|---|
Социальный педагог | Аналитика работы с семьей, разработка маршрутов сопровождения, подготовка сопроводительных документов, проведение консультаций по вопросам социальной защиты. |
Социальный работник | Непосредственный патронаж, сбор и анализ документов, выездные консультации, сопровождение ребенка в образовательные и медицинские учреждения. |
В отделении экстренной помощи детям отмечены проблемы в организации работы специалистов. Так, педагог-психолог, работающий по стандартному графику с 9:00 до 17:00, не соответствует нормативам, предусматривающим 18 часов для диагностики, консультирования и коррекции, а также 18 часов для методической работы, что не требует постоянного присутствия на рабочем месте. В связи с этим предлагается введение методического дня раз в неделю и изменение рабочих часов оставшихся дней с 11:00 до 16:00.
Аналогично, в отделении функционируют 4 ставки воспитателей, что избыточно для координации деятельности детей, если принять среднее количество – 15 детей одновременно, что удовлетворяет нормативу одного воспитателя на каждые 10 человек. Оптимальным решением является сокращение количества воспитателей до двух.
Отсутствие ставок социальных работников требует дополнительного внимания, поскольку сопровождение детей до дома, образовательных и медицинских учреждений, а также оформление документов являются критически важными процедурами. В данном контексте предлагается разделить рабочий день социального работника на две смены: дневную (с 12:00 до 16:00) в пункте оказания помощи и вечернюю (с 16:00 до 20:00) для выездной работы, что соответствует пиковым часам скопления детей на улице.
Кроме того, выявлена вакантная должность врача, что является острой проблемой, учитывая ежедневное обращение детей за медицинской помощью. Учитывая, что основная категория пациентов – дети, находящиеся на улице, обеспечение сопровождения и первичной медицинской помощи приобретает первостепенное значение.
Список литературы
Теория и методология социальной работы. М., 1994
Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 с. 22
Личность и группа. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 71
— 23 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000
Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб,
Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000
pp: 380-
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Психологическая энциклопедия. М.,2001
— 176с.с. 366
Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков. М.,
Можчинский. Агрессия подростков. СПб.,
Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336
Щербаков Н. Ю., Васильева С. М. Причины подростковой агрессивности в школе. В сб. “Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений” под ред. Е. А. Вороновой и С. А. Васильевой., СПб.,
Технологии социальной работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Научно-методическое пособие. М., 2001
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та,
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М.,
стр. 20-34
Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997
Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995
Социальная работа с семьей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ
Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002
pp: 345-
Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков. М.,
Келасьев В. Н. Некоторые стратегии ограничения деструктивных последствий конфликтов. – В кн. “Конфликт и социальный порядок”. Изд. СпбГУ, СПб,2002, с. 171-180
Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ.,
Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000
№ 1 (
Щербаков Н. Ю., О понятиях индивидуальности и индивидуализации. В сб.: Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб.,
Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика,
Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002
Zimbardo P., Weber A. Psychology.
Филатов А.И. Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений. Вопросы психологии. 94,2
Немов Р. С. Психология. Книга
Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М..,
Шипунова Т. В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. Криминология: вчера, сегодня, завтра – СПб.,
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М,
McConnell J. Understanding Human Behavior. Fifht Edition. Michigan,
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. СПб., 1996
Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001
Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
Кон И. С. Психология ранней юности. М.,
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М.Просвещение.1989
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. М., 2000
Гревцов Ю. И. Социология права. СПб., 2001
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.,
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997
Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве¬щение,
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,
Выготский Л. С. Психология., М., 2000
Социология молодежи. Под ред. Лисовского В. Т., СПб., 1996
Основы социальной работы. Ред. П. Д. Павленок. М 1999
Шипунова Т. В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии. Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., №
— 288 с.
Конфликтология. Под ред.А. С. Кармина. СПб .,
Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004
, М., 2001
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. Под. ред. Вороновой Е. А. СПб., 2003
Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.1994
—120с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002