Социально-культурная поддержка пожилых людей и инвалидов, ветеранов войны и труда (на опыте Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга)
Содержание
Введение
- Обоснование выбора темы, определение цели и задач исследования, формулировка объекта и предмета, перечень используемых методов аналитики
Глава 1. Социально-демографическая специфика группы "пожилых людей" и инвалидов
- 1.1. Формирование и особенности группы "пожилых людей" в демографическом анализе
- 1.2. Функциональное рассмотрение ключевых социальных вызовов в деятельности социальной работы
Глава 2. Методологические основы "социально-культурной поддержки"
- 2.1. Теоретико-методологическое обоснование понятия "социально-культурная поддержка"
- 2.2. Инструментальный анализ этапов и методов оказания поддержки "пожилым людям", инвалидам и "ветеранам труда и войны"
Глава 3. Практическая реализация поддержки в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга
- 3.1. Экспертный анализ деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга
- 3.2. Программные и организационные направления развития "социально-культурной поддержки" в Центре
Заключение
- Сводный вывод исследования, обобщение результатов и рекомендации по оптимизации практической деятельности
Список литературы
- Перечень использованных источников и нормативных документов
Работа педагога-организатора с пожилыми и инвалидами основывается на тщательном выявлении их потребностей в сфере культурного обслуживания и досуговой деятельности. Современная культурная жизнь зачастую не соответствует ожиданиям пенсионеров: ограниченность пространства для проведения свободного времени, преимущественная ориентация развлекательной инфраструктуры на молодёжь, дефицит интересных телевизионных программ и недостаток общения со сверстниками создают необходимость пересмотра традиционных подходов к организации досуга.
Социально-педагогическая деятельность в центре преимущественно носит групповый характер, что обеспечивает не только обмен опытом, но и интеллектуальное обогащение участников. Педагог-организатор проводит обучение клиентов методикам самостоятельного планирования досуга, предоставляет рекомендации для проведения общественных мероприятий и организует совместные выезды в музеи, театры, кинотеатры и другие учреждения культуры. Применение метода социального научения способствует эффективной адаптации, так как совместное общение стимулирует взаимное развитие и расширение социальных связей, что подтверждено результатами ряда эмпирических исследований в области социальной педагогики.
На протяжении всего периода пребывания в учреждении пожилые люди и инвалиды нуждаются в постоянном сопровождении специалиста по социальной работе. Такой специалист, обладая знаниями в области психологии, социальной педагогики, юриспруденции и социологии, становится ключевой фигурой в реализации социальных технологий адаптации. Его деятельность интегрирует усилия узкопрофильных специалистов, что позволяет компенсировать недостаток медицинской и психологической поддержки, особенно в ситуациях, когда других экспертов нет в наличии.
Первичный этап взаимодействия основан на использовании элементов социальной диагностики. Специалист при первой встрече посредством наблюдения, интервью, опросников и анкетирования оценивает социально-бытовые условия и общее эмоциональное состояние клиента. По итогам обследования оформляются такие документы, как карта учета малообеспеченных и льготных категорий граждан и акт обследования, результаты которого затем направляются профильным специалистам для дальнейшего взаимодействия.
Компетенции специалиста по социальной работе в ГБУ «КЦСОН» Калининского района г. Санкт-Петербурга охватывают широкий спектр услуг, направленных на всестороннюю поддержку клиентов. К числу основных мер относятся:
- организация бесплатного горячего питания, что обеспечивает материальную поддержку при крайне низком доходе;
- инициирование дружеских бесед, способствующих улучшению эмоционального состояния;
- создание условий для взаимного консультирования между членами заезда, что повышает качество коллективного общения;
- оказание консультационных услуг по вопросам жизнедеятельности, в том числе правового характера;
- организация встреч с участием специалистов-волонтеров, что способствует правовому обеспечению функционирования общества.
Ниже представлена таблица, иллюстрирующая основные направления деятельности специалиста по социальной работе:
Направление деятельности | Описание |
---|---|
Материальная поддержка | Организация бесплатного горячего питания для клиентов с низкими доходами. |
Эмоциональное общение | Проведение дружеских бесед для улучшения психоэмоционального состояния. |
Консультирование | Организация взаимного консультирования и предоставление консультаций по жизненным вопросам. |
Правовое обеспечение | Проведение консультаций с участием специалистов-волонтеров в сфере правового регулирования. |
Список литературы
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе [текст] - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та,
Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей [текст] - М.: Элит,
– 412 с.
– 860 с.
– 464 с.
– 285 с.
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой [текст] – Ростов – на - Дону.,
– 436 с.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами [текст] - М.: Владос,
Заяц О.В. Экономические основы социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
– 332 с.
- 140 с.
Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте [текст] – М.: «Дашков и К»,
-172 с.
- 175 с.
– 272 с.
– 326 с.
– 338 с.
Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан [текст] - Пермь:
– 418 с.
Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения [текст] - М.: Гардарики,
– 358 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [текст] – М.: Гардарики,
– 256 с.
– 320 с.
– 293 с.
Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе [текст] - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,
– 418 с.
Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников –М.: Прогресс,
Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное [текст] - М.: Медицина,
Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста [текст] // Клиническая геронтология.- 2005, № 5-
Холостова Е.И. Социальная геронтология [текст] - М.: «Дашков и К»,
Невлева И.Н. Конфликтология в социальной работе [текст] – М.: Корпоративное образование,
Психология среднего возраста, старения, смерти [текст] / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак,
- 84 с.
- 110 с.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [текст] - М.: Академический проект,
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [текст] - М.: «Дашков и К»,
– 300 с.
Мельников В.П. История социальной работы в России [текст] - М.Корпоративное образование:
– 456 с.
- 104 с.
Практикум по возрастной психологии [текст] / ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь»,
– 506 с.
Павленюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы [текст] - М. Фаир - Пресс:
Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология [текст] - М.: Владос,
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология [текст] - М.: Российское педагогическое агенство,
Жарков А. Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. - М.:МГИК,
Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности [текст] // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М,
Лиходей О.А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества [текст] – СПБ.Питер:
Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты [текст] / ред. Е.И. Холостовой - М. «Класс»:
– 346 с.
Толстых А. На старости лет [текст] // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В. Краснова. М.: Аспект Пресс,
– 36 с.
– 432 с.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания [текст] - М.-Воронеж: МПСИ,
Майерс Д. Социальная психология [текст] - СПб.: Питер,
- 144с.
Девяткина Е.Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ [текст] – Саранск:
– 321 с.
– 280 с.
Конституция Российской Федерации [текст] – М.: ИВЦ «Маркетинг»,
Давыдовский И.В. Что значит стареть [текст] - М.: Знание,
– 514 с.
Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России [текст]// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15-16 декабря 2011 г.) - с. 21 -
Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала [текст] - М.: Аспект Пресс,
Краснова О.В. Психология старости и старения [текст] - М.: Академия,
- 188 с.
– 416 с.
- 192 с.
– 288 с.
– 355 с.
– 327 с.
Технология социальной работы [текст] / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос,
– 293 с.
Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК,
– 325 с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [текст] - Владивосток: Изд-во ДВГТУ,
Андреева Г.М. Социальная психология [текст] - М.: Аспект Пресс,
– 423 с.
– 472 с.
Горбунова М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы [текст] – Саратов:
Бергер П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер – М.: Академия,
Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та,
Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире [текст] – СПБ.: Айрис – Пресс,
– 416 с.
– 240 с.
– 252 с.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых [текст] - М.: Логос,
Алексеев В. Социальная философия [текст] – М.: ТК Велби,
– 80 с.
Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов [текст] - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,
Костина Е.Ю. История социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
Ларионова Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах [текст] – М.: Дашков и К,
- 260 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социализация [текст] – М.: «Дашков и К», 2006 – 339 с.
Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
– 327 с.
– 294 с.
Краснова О.В. Руководство по оказанию социально- психологической помощи старым людям [текст] - М.: Владос:
– 794 с.
с. 36 –
Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг [текст] /ред. Е.Р. Смирновой - М.: Астрель,
– 272 с.
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
– 457 с.
– 396 с.
- 144 с.