Каталог Социальная работа: анализ и практика Социально-культурная поддержка пожилых людей и инвалидов, ветеранов войны и труда (на опыте Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга)

Социально-культурная поддержка пожилых людей и инвалидов, ветеранов войны и труда (на опыте Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга)

Пенсионеры социальная работа культурное обслуживание адаптация консультации
Заказать готовую работу
📄 96 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование выбора темы, определение цели и задач исследования, формулировка объекта и предмета, перечень используемых методов аналитики

Глава 1. Социально-демографическая специфика группы "пожилых людей" и инвалидов

  1. 1.1. Формирование и особенности группы "пожилых людей" в демографическом анализе
  2. 1.2. Функциональное рассмотрение ключевых социальных вызовов в деятельности социальной работы

Глава 2. Методологические основы "социально-культурной поддержки"

  1. 2.1. Теоретико-методологическое обоснование понятия "социально-культурная поддержка"
  2. 2.2. Инструментальный анализ этапов и методов оказания поддержки "пожилым людям", инвалидам и "ветеранам труда и войны"

Глава 3. Практическая реализация поддержки в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга

  1. 3.1. Экспертный анализ деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района г. Санкт-Петербурга
  2. 3.2. Программные и организационные направления развития "социально-культурной поддержки" в Центре

Заключение

  1. Сводный вывод исследования, обобщение результатов и рекомендации по оптимизации практической деятельности

Список литературы

  1. Перечень использованных источников и нормативных документов

Работа педагога-организатора с пожилыми и инвалидами основывается на тщательном выявлении их потребностей в сфере культурного обслуживания и досуговой деятельности. Современная культурная жизнь зачастую не соответствует ожиданиям пенсионеров: ограниченность пространства для проведения свободного времени, преимущественная ориентация развлекательной инфраструктуры на молодёжь, дефицит интересных телевизионных программ и недостаток общения со сверстниками создают необходимость пересмотра традиционных подходов к организации досуга.

Социально-педагогическая деятельность в центре преимущественно носит групповый характер, что обеспечивает не только обмен опытом, но и интеллектуальное обогащение участников. Педагог-организатор проводит обучение клиентов методикам самостоятельного планирования досуга, предоставляет рекомендации для проведения общественных мероприятий и организует совместные выезды в музеи, театры, кинотеатры и другие учреждения культуры. Применение метода социального научения способствует эффективной адаптации, так как совместное общение стимулирует взаимное развитие и расширение социальных связей, что подтверждено результатами ряда эмпирических исследований в области социальной педагогики.

На протяжении всего периода пребывания в учреждении пожилые люди и инвалиды нуждаются в постоянном сопровождении специалиста по социальной работе. Такой специалист, обладая знаниями в области психологии, социальной педагогики, юриспруденции и социологии, становится ключевой фигурой в реализации социальных технологий адаптации. Его деятельность интегрирует усилия узкопрофильных специалистов, что позволяет компенсировать недостаток медицинской и психологической поддержки, особенно в ситуациях, когда других экспертов нет в наличии.

Первичный этап взаимодействия основан на использовании элементов социальной диагностики. Специалист при первой встрече посредством наблюдения, интервью, опросников и анкетирования оценивает социально-бытовые условия и общее эмоциональное состояние клиента. По итогам обследования оформляются такие документы, как карта учета малообеспеченных и льготных категорий граждан и акт обследования, результаты которого затем направляются профильным специалистам для дальнейшего взаимодействия.

Компетенции специалиста по социальной работе в ГБУ «КЦСОН» Калининского района г. Санкт-Петербурга охватывают широкий спектр услуг, направленных на всестороннюю поддержку клиентов. К числу основных мер относятся:

  1. организация бесплатного горячего питания, что обеспечивает материальную поддержку при крайне низком доходе;
  2. инициирование дружеских бесед, способствующих улучшению эмоционального состояния;
  3. создание условий для взаимного консультирования между членами заезда, что повышает качество коллективного общения;
  4. оказание консультационных услуг по вопросам жизнедеятельности, в том числе правового характера;
  5. организация встреч с участием специалистов-волонтеров, что способствует правовому обеспечению функционирования общества.

Ниже представлена таблица, иллюстрирующая основные направления деятельности специалиста по социальной работе:

Направление деятельности Описание
Материальная поддержка Организация бесплатного горячего питания для клиентов с низкими доходами.
Эмоциональное общение Проведение дружеских бесед для улучшения психоэмоционального состояния.
Консультирование Организация взаимного консультирования и предоставление консультаций по жизненным вопросам.
Правовое обеспечение Проведение консультаций с участием специалистов-волонтеров в сфере правового регулирования.

Список литературы

Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе [текст] - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та,

Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей [текст] - М.: Элит,

– 412 с.

– 860 с.

– 464 с.

– 285 с.

Кулебякин Е.В. Психология социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой [текст] – Ростов – на - Дону.,

– 436 с.

Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами [текст] - М.: Владос,

Заяц О.В. Экономические основы социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

– 332 с.

- 140 с.

Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте [текст] – М.: «Дашков и К»,

-172 с.

- 175 с.

– 272 с.

– 326 с.

– 338 с.

Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан [текст] - Пермь:

– 418 с.

Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения [текст] - М.: Гардарики,

– 358 с.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [текст] – М.: Гардарики,

– 256 с.

– 320 с.

– 293 с.

Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе [текст] - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,

– 418 с.

Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников –М.: Прогресс,

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное [текст] - М.: Медицина,

Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста [текст] // Клиническая геронтология.- 2005, № 5-

Холостова Е.И. Социальная геронтология [текст] - М.: «Дашков и К»,

Невлева И.Н. Конфликтология в социальной работе [текст] – М.: Корпоративное образование,

Психология среднего возраста, старения, смерти [текст] / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак,

- 84 с.

- 110 с.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [текст] - М.: Академический проект,

Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [текст] - М.: «Дашков и К»,

– 300 с.

Мельников В.П. История социальной работы в России [текст] - М.Корпоративное образование:

– 456 с.

- 104 с.

Практикум по возрастной психологии [текст] / ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь»,

– 506 с.

Павленюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы [текст] - М. Фаир - Пресс:

Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология [текст] - М.: Владос,

Яцемирская Р.С. Социальная геронтология [текст] - М.: Российское педагогическое агенство,

Жарков А. Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. - М.:МГИК,

Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности [текст] // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М,

Лиходей О.А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества [текст] – СПБ.Питер:

Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты [текст] / ред. Е.И. Холостовой - М. «Класс»:

– 346 с.

Толстых А. На старости лет [текст] // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В. Краснова. М.: Аспект Пресс,

– 36 с.

– 432 с.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания [текст] - М.-Воронеж: МПСИ,

Майерс Д. Социальная психология [текст] - СПб.: Питер,

- 144с.

Девяткина Е.Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ [текст] – Саранск:

– 321 с.

– 280 с.

Конституция Российской Федерации [текст] – М.: ИВЦ «Маркетинг»,

Давыдовский И.В. Что значит стареть [текст] - М.: Знание,

– 514 с.

Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России [текст]// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15-16 декабря 2011 г.) - с. 21 -

Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала [текст] - М.: Аспект Пресс,

Краснова О.В. Психология старости и старения [текст] - М.: Академия,

- 188 с.

– 416 с.

- 192 с.

– 288 с.

– 355 с.

– 327 с.

Технология социальной работы [текст] / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос,

– 293 с.

Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК,

– 325 с.

Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [текст] - Владивосток: Изд-во ДВГТУ,

Андреева Г.М. Социальная психология [текст] - М.: Аспект Пресс,

– 423 с.

– 472 с.

Горбунова М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы [текст] – Саратов:

Бергер П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер – М.: Академия,

Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та,

Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире [текст] – СПБ.: Айрис – Пресс,

– 416 с.

– 240 с.

– 252 с.

Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых [текст] - М.: Логос,

Алексеев В. Социальная философия [текст] – М.: ТК Велби,

– 80 с.

Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов [текст] - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,

Костина Е.Ю. История социальной работы [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

Ларионова Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах [текст] – М.: Дашков и К,

- 260 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социализация [текст] – М.: «Дашков и К», 2006 – 339 с.

Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

– 327 с.

– 294 с.

Краснова О.В. Руководство по оказанию социально- психологической помощи старым людям [текст] - М.: Владос:

– 794 с.

с. 36 –

Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг [текст] /ред. Е.Р. Смирновой - М.: Астрель,

– 272 с.

Василенко Н.Ю. Социальная геронтология [текст] - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,

– 457 с.

– 396 с.

- 144 с.

Вопросы и ответы

Каковы особенности социального обслуживания пожилых людей и инвалидов как объекта социальной работы?
Объект социальной работы характеризуется специфической социально-демографической направленностью, что обуславливает необходимость применения специализированных методов поддержки и интегративных программ. Такой подход обеспечивает удовлетворение комплексных потребностей целевой группы через системное планирование и реализацию мероприятий, ориентированных на улучшение социального благополучия.
Какие особенности характеризуют пожилых людей как особую социально-демографическую группу?
Пожилые люди характеризуются накопленным жизненным опытом, специфическими физиологическими изменениями и особыми социальными требованиями, что требует формирования специализированных программ социальной поддержки. Эти особенности способствуют разработке мер, направленных на обеспечение безопасности, социальной интеграции и улучшения качества жизни данной группы.
Какие основные социальные проблемы наблюдаются у пожилых людей?
Основными социальными проблемами пожилых людей являются вопросы социальной изоляции, ограниченный доступ к ресурсам и ухудшение состояния здоровья, а также экономическая нестабильность. Эти проблемы требуют системного подхода к социальной поддержке, направленного на создание условий для повышения уровня социальной защиты и обеспечения благоприятного жизненного уровня.
Как определяется понятийный аппарат социально-культурной поддержки?
Понятие социально-культурной поддержки определяется как совокупность методов, средств и этапов, направленных на организацию культурного и социального сопровождения целевых групп. Данный концепт включает системное планирование мероприятий, обеспечивающих повышение качества жизни за счёт интеграции культурных инициатив и общественных программ.
Как формируется система средств и методов социально-культурной поддержки пожилых людей, инвалидов, ветеранов труда и войны?
Система средств и методов социально-культурной поддержки формируется посредством последовательной реализации ряда этапов, включающих разработку программ, выбор эффективных методов и применение конкретных мероприятий. Этот подход обеспечивает интеграцию различных форм поддержки, направленных на создание условий для активного участия целевых групп в социальной жизни и улучшение их качества жизни.
Как характеризуется деятельность Центра социального обслуживания населения Калининского района в области социально-культурной поддержки?
Деятельность Центра социального обслуживания характеризуется системным анализом и реализацией направлений социально-культурной поддержки, ориентированных на удовлетворение потребностей пожилых людей, инвалидов и ветеранов труда и войны. Применение структурированного подхода к организации программ и мероприятий позволяет эффективно интегрировать ресурсы, способствуя улучшению социального благополучия целевых групп.