Каталог Социальная работа: анализ и практика Трудотерапия как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних на базе реабилитационного центра «Новое поколение»

Трудотерапия как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних на базе реабилитационного центра «Новое поколение»

социальное воспитание трудовая деятельность адаптация подростки «Новое поколение»
Заказать готовую работу
📄 68 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

Актуальность исследования обоснована динамичностью социальных условий, в которых формируется проблема правонарушений несовершеннолетних. Определены цель, задачи, объект и предмет исследования с привлечением современных методов анализа и эмпирической диагностики.

Глава 1. Теоретико-методологический анализ правонарушений несовершеннолетних

  1. Обзор современного состояния проблемы. Рассмотрение характеристик и мотивов правонарушений несовершеннолетних с акцентом на внутренние и внешние детерминанты.

  2. Роль трудотерапии в профилактике. Анализ трудов С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко с точки зрения коррекционных методов и профилактических механизмов.

  3. Актуальные подходы к профилактике правонарушений. Оценка современных методик и концептуальных моделей, применяемых в профилактической работе.

Глава 2. Организация эмпирического исследования и анализ практики

  1. Характеристика исследовательской базы и используемые методы. Описание выбранных объектов, процедур сбора данных и диагностических инструментов.

  2. Анализ опыта работ. Систематизация эмпирических данных и оценка практического опыта в контексте профилактики правонарушений.

Глава 3. Практическая интерпретация результатов и перспективы развития профилактики

  1. Систематизация результатов исследования. Критическая оценка полученных данных с интеграцией теоретических и эмпирических наработок.

  2. Разработка рекомендаций. Формулирование практических мер и предложений по совершенствованию профилактических программ с использованием специализированных подходов.

Заключение

Обобщение результатов исследования с указанием степени достижения поставленных целей и описанием перспектив дальнейшей работы в рамках формирования эффективных профилактических мер.

Список использованной литературы

Перечень источников, включающий фундаментальные труды и современные исследования по проблематике правонарушений несовершеннолетних, а также работы по методологии трудотерапии.

Непрерывное включение в трудовую деятельность обусловило эволюцию познавательной активности, превращая её в структурный элемент формирования личности. Такой переход стимулировал развитие системообразующих процессов, что положительно сказалось на комплексном воспитании участников образовательного процесса.

В период устойчивого функционирования воспитательной системы труд стал одним из ключевых факторов формирования мотивации учащихся. Он обеспечивал реализацию положений концепции активного выбора, создавая при этом «экологическую нишу» для подростков с потенциальной предрасположенностью к правонарушениям, что способствовало их всестороннему развитию.

На этапе кризисных изменений и последующего обновления системы труда его роль сместилась в сторону перевода всего воспитательного процесса в активный режим развития. В этой фазе труд служил инструментом повышения коммуникативных навыков и формирования устойчивой базы специальных знаний и общих умений, необходимых для успешной адаптации несовершеннолетних в социальной среде.

Современная практика труда в системе предприятия «Новое поколение» подтверждает актуальность методологии, предложенной А.С. Макаренком и С.Т. Шацким. Деятельность данного предприятия гарантирует соблюдение и развитие заложенных в его концепции принципов воспитания через труд.

В рамках социального проекта «Новое поколение», действующего на девяти площадках в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, функционирует учебно-трудовая система, в которую включено более 1200 неблагополучных юношей и девушек в возрастном диапазоне от 14 до 19 лет. Примечательным является тот факт, что детские настольные игры, сборкой и комплектацией которых занимаются подростки, успешно реализуются по всей России и СНГ.

Несмотря на коммерческую форму, ООО «Новое поколение» прежде всего остаётся социальным проектом, направленным на ресоциализацию молодежи. Государственные средства и основная доля поступлений от продаж целенаправленно расходуются на восстановление нормального жизненного курса подростков, а заработная плата участников формируется из доходов, полученных от реализации настольных игр.

Организация создала оптимальные условия для социальной адаптации детей в трудовом коллективе. Ранее исключённые из образовательного процесса подростки находят здесь поддержку и возможность для самореализации, достигая успехов в работе, обучении, участии в творческих инициативах и спортивных мероприятиях. Такая интеграция способствует развитию коллективизма и укреплению социальной идентичности.

Распорядок дня в «Новом поколении» характеризуется строгой структурированностью. Подростки собираются в 9:00, завтракают, после чего начинается трудовой день: для детей в возрасте от 14 до 16 лет предусмотрено 4 часа работы, а для старшей возрастной группы – 6 часов, с обязательными ежечасными пятнадцатиминутными перерывами, что способствует гармоничному физическому и психоэмоциональному развитию.

Этап Функция труда Основные результаты
Стабильное функционирование Формирование мотивации и «экологической ниши» Развитие личности, активный выбор
Кризис и обновление Перевод системы в активный режим развития Повышение коммуникативных навыков, адаптация
«Новое поколение» Социальное трудовое воспитание Ресоциализация, экономическая самоокупаемость

Список литературы

– 395 с.

- 224 с.

- №

- Т.

4

Россия – страна беспризорных детей ?? //Парламентская газета.

- Ч.

Абызов, P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: Характеристика, типология личности, предупреждение / P.M. Абызов, Г.А. Юрков. Барнаул : Изд-во БЮИ МВД России,

583 с.

Лелеков В. А. Молодежь в сфере криминального «взрыва» в России. - Воронеж: МОУ ВЭПИ,

-С. 100-

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. - М. : Изд-во Акад. упр. МВД России,

-№

Спицин, Н.П. Профилактика детской беспризорности / Н.П. Спицин // Начальная школа. -

- Т.

Долгова А. И. Изменения преступности и проблемы охраны правопорядка. - М.,

- 114 с

Косенко А.А. Преступная девиантность несовершеннолетних и ее профилактика (теоретические и практические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Косенко. - Краснодар : [Б. и.],

- С. 92-

- №

- С. 92–

– 485 с.

Замышляев, Д.В. Социально-психологические предпосылки правонарушений несовершеннолетних / Д.В. Замышляев // Российский следователь. -

Арзуманов СВ. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, 2001, №

-226 с.

– 317 с.

Шелепова, Е.В. Дети группы «социального» риска / Е.В. Шелепова // Вестник Алтайской академии экономики и права. -

Преступность и правонарушения. Статистический сборник. - М.,

Антонян, Ю.М. Почему люди совершают преступления: причины преступности / Ю.М. Антонян. - М. : Камерон,

Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан. - М.,

- 210 с.

- С.43-

Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М.,

Макаренко А.С. Книга для родителей / Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Педагогика,

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. Т.

– 215 с.

– 417 с.

– 145 с.

Лапушанский Ф.А., Крупка Ю.Н., Туркевич И.К. и др. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Опыт конкретно-социологического исследования. - Киев,

– 143 с.

-№

-Ст. 3991

– 435 с.

Ермаков В., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России. - М.,

О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №906 // Собрание законодательства РФ.-

- 385 с.

- 167 с.

– 274 с.

- С. 205-

Ушинский К. Д. Собр. соч. Т.

– С.32

- №

- 480 с

- 520 с

– С.54

Литонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб. : Юридический центр-пресс,

- С. 35-37

- №

Зиядова, Д. Неблагополучная семья - криминогенный фактор подростковой преступности / Д. Зиядова // Следователь. -

Гоголева, А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты / А.В. Гоголева. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК,

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения.2-й т. - М., 1980 – 393 с.

- №

- С. 75-78

– 205 с.

- М., 1991 – 333 с.

Макаренко А.С. Марш 30-х годов / Собрание сочинений в 4-х т. -М.: Педагогика,

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.,

– 163 с.

ПРООН опубликовала Индекс развития человеческого потенциала за 2010 год // http://hdr.undp.org/en/media/PR3-HDR10-HDI-R.pdf

-С. 31-

- 172 с

– 385 с.

Баженов, А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Баженов. -М. : [Б. и.],

- М.,

– 162 с.

Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. – М.: ВНИИ МВД России,

– С.12

Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы : учебное пособие /Е.М. Рыбинский. - М.: Академия,

- 144 с.

– 165 с.

Тавокин Е. П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов // Социологические исследования.

– 164 с.

- С. 20-

-№

- С. 77-

– 189 с.

– 324 с.

Дети социального риска и их воспитание : учебно-методическое пособие / под ред. Л.М. Шипициной. - СПб. : Речь,

- 322 с

Абызов, P.M. Социально-экономические и психологические факторы, обусловливающие безнадзорность несовершеннолетних / P.M. Абызов, Е.В. Шелепова // Ползуновский вестник. -

Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. - М.,

Криминология : учебник для вузов / Г.А. Аванесов, СМ. Иншаков, С.Я. Лебедем, П.Д. Эриашвили ; под ред. Г.А. Аванесова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,

-Вып.

Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиантного поведения подростков. Дисс. канд. пед. наук. -М.,

Тайбаков А. А. Профессиональный преступник // Социологические исследования.

- С.

– 318 с.

- Ст.

О положении детей в Российской Федерации. - М.,

– 428 с.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.,

– 126 с.

Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание,

Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр-пресс,

Гуров Д.В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере ставропольского края) - Ставрополь, - СГУ, -

Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М.,

- №

Бакаев, А.А. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и механизм управления ими / А.А. Бакаев, Н.И. Остапенко // Российский следователь. -

Сибиряков, С.Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...) / С.Л. Сибиряков. - СПб. : Юридический центр-пресс,

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979 – 263 с.

- 189 с.

Ильяненко, Л.И. Преступность несовершеннолетних женского пола: состояния, причины, предупреждение / А.Н. Ильяшен-ко. -Воронеж : Ичд во Воронеж, ин-та МВД России,

- 464 с.

О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 гг. : постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. №732 : [в ред. от 30 декабря 2005 г. №847] // Собрание законодательства РФ. -

Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК,

Маленкова Л.И. Если он «трудный»? // Народное образование. -

Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А.Н. Кривоносое // Государство и право. -

Карпец И. И. Современные проблемы образования ?? //Вопросы философии.

– 385 с.

Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия»,

Огай, С.Г. Современное состояние преступности несовершеннолетних и организация ее профилактики : дис. ... канд. юрид. наук / С.Г. Огай. - М.: [Б. и.],

Шелепова, Е.В.Безнадзорность.Беспризорность. Преступность (криминологический анализ) / Е.В. Шелепова, К.Р. Абызов ; науч. ред. P.M. Абызов. - Барнаул : Изд-во ААЭП,

Вопросы и ответы

Какие структурные разделы характеризуют теоретическое обоснование проблемы правонарушений на современном этапе?
Обоснование проблемы включает анализ современного состояния, характеристику и мотивацию правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрение методов профилактики с акцентом на трудотерапию. Такой подход позволяет систематизировать теоретические основания и определить направления дальнейших исследований.
Что представляет собой характеристика современного состояния проблемы правонарушений несовершеннолетних?
Характеристика современного состояния заключается в подробном анализе социально-поведенческих и мотивационных факторов, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними. Данный анализ помогает выявить системные проблемы и определить специфические условия, влияющие на формирование девиантного поведения.
Как трудотерапия рассматривается в профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно представленным подходам?
Трудотерапия рассматривается как метод социально-воспитательного воздействия, обеспечивающий коррекцию поведенческих установок через организацию целенаправленной трудовой деятельности. Этот метод способствует формированию позитивных жизненных ориентиров и развитию навыков социальной адаптации, что предотвращает антисоциальное поведение.
Каким образом организация исследования способствует углубленному изучению проблемы правонарушений несовершеннолетних?
Организация исследования предусматривает тщательную характеристику базы исследования и применение комплексных методов анализа, что обеспечивает объективность получаемых данных. Такой системный подход позволяет выстроить методологическую базу для интеграции эмпирических показателей и теоретических выводов.
Что охватывают современные подходы к профилактике правонарушений?
Современные подходы охватывают комплекс мер, направленных на интеграцию междисциплинарных методов, что включает анализ социально-психологических факторов, применение трудотерапии и организацию всестороннего исследования. Эти меры способствуют профилактике правонарушений за счет формирования устойчивых социальных и индивидуальных механизмов адаптации.