Трудотерапия как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних на базе реабилитационного центра «Новое поколение»
Содержание
Введение
Актуальность исследования обоснована динамичностью социальных условий, в которых формируется проблема правонарушений несовершеннолетних. Определены цель, задачи, объект и предмет исследования с привлечением современных методов анализа и эмпирической диагностики.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ правонарушений несовершеннолетних
-
Обзор современного состояния проблемы. Рассмотрение характеристик и мотивов правонарушений несовершеннолетних с акцентом на внутренние и внешние детерминанты.
-
Роль трудотерапии в профилактике. Анализ трудов С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко с точки зрения коррекционных методов и профилактических механизмов.
-
Актуальные подходы к профилактике правонарушений. Оценка современных методик и концептуальных моделей, применяемых в профилактической работе.
Глава 2. Организация эмпирического исследования и анализ практики
-
Характеристика исследовательской базы и используемые методы. Описание выбранных объектов, процедур сбора данных и диагностических инструментов.
-
Анализ опыта работ. Систематизация эмпирических данных и оценка практического опыта в контексте профилактики правонарушений.
Глава 3. Практическая интерпретация результатов и перспективы развития профилактики
-
Систематизация результатов исследования. Критическая оценка полученных данных с интеграцией теоретических и эмпирических наработок.
-
Разработка рекомендаций. Формулирование практических мер и предложений по совершенствованию профилактических программ с использованием специализированных подходов.
Заключение
Обобщение результатов исследования с указанием степени достижения поставленных целей и описанием перспектив дальнейшей работы в рамках формирования эффективных профилактических мер.
Список использованной литературы
Перечень источников, включающий фундаментальные труды и современные исследования по проблематике правонарушений несовершеннолетних, а также работы по методологии трудотерапии.
Непрерывное включение в трудовую деятельность обусловило эволюцию познавательной активности, превращая её в структурный элемент формирования личности. Такой переход стимулировал развитие системообразующих процессов, что положительно сказалось на комплексном воспитании участников образовательного процесса.
В период устойчивого функционирования воспитательной системы труд стал одним из ключевых факторов формирования мотивации учащихся. Он обеспечивал реализацию положений концепции активного выбора, создавая при этом «экологическую нишу» для подростков с потенциальной предрасположенностью к правонарушениям, что способствовало их всестороннему развитию.
На этапе кризисных изменений и последующего обновления системы труда его роль сместилась в сторону перевода всего воспитательного процесса в активный режим развития. В этой фазе труд служил инструментом повышения коммуникативных навыков и формирования устойчивой базы специальных знаний и общих умений, необходимых для успешной адаптации несовершеннолетних в социальной среде.
Современная практика труда в системе предприятия «Новое поколение» подтверждает актуальность методологии, предложенной А.С. Макаренком и С.Т. Шацким. Деятельность данного предприятия гарантирует соблюдение и развитие заложенных в его концепции принципов воспитания через труд.
В рамках социального проекта «Новое поколение», действующего на девяти площадках в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, функционирует учебно-трудовая система, в которую включено более 1200 неблагополучных юношей и девушек в возрастном диапазоне от 14 до 19 лет. Примечательным является тот факт, что детские настольные игры, сборкой и комплектацией которых занимаются подростки, успешно реализуются по всей России и СНГ.
Несмотря на коммерческую форму, ООО «Новое поколение» прежде всего остаётся социальным проектом, направленным на ресоциализацию молодежи. Государственные средства и основная доля поступлений от продаж целенаправленно расходуются на восстановление нормального жизненного курса подростков, а заработная плата участников формируется из доходов, полученных от реализации настольных игр.
Организация создала оптимальные условия для социальной адаптации детей в трудовом коллективе. Ранее исключённые из образовательного процесса подростки находят здесь поддержку и возможность для самореализации, достигая успехов в работе, обучении, участии в творческих инициативах и спортивных мероприятиях. Такая интеграция способствует развитию коллективизма и укреплению социальной идентичности.
Распорядок дня в «Новом поколении» характеризуется строгой структурированностью. Подростки собираются в 9:00, завтракают, после чего начинается трудовой день: для детей в возрасте от 14 до 16 лет предусмотрено 4 часа работы, а для старшей возрастной группы – 6 часов, с обязательными ежечасными пятнадцатиминутными перерывами, что способствует гармоничному физическому и психоэмоциональному развитию.
Этап | Функция труда | Основные результаты |
---|---|---|
Стабильное функционирование | Формирование мотивации и «экологической ниши» | Развитие личности, активный выбор |
Кризис и обновление | Перевод системы в активный режим развития | Повышение коммуникативных навыков, адаптация |
«Новое поколение» | Социальное трудовое воспитание | Ресоциализация, экономическая самоокупаемость |
Список литературы
– 395 с.
- 224 с.
- №
- Т.
4
Россия – страна беспризорных детей ?? //Парламентская газета.
- Ч.
Абызов, P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: Характеристика, типология личности, предупреждение / P.M. Абызов, Г.А. Юрков. Барнаул : Изд-во БЮИ МВД России,
583 с.
Лелеков В. А. Молодежь в сфере криминального «взрыва» в России. - Воронеж: МОУ ВЭПИ,
-С. 100-
Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. - М. : Изд-во Акад. упр. МВД России,
-№
Спицин, Н.П. Профилактика детской беспризорности / Н.П. Спицин // Начальная школа. -
- Т.
Долгова А. И. Изменения преступности и проблемы охраны правопорядка. - М.,
- 114 с
Косенко А.А. Преступная девиантность несовершеннолетних и ее профилактика (теоретические и практические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Косенко. - Краснодар : [Б. и.],
- С. 92-
- №
- С. 92–
– 485 с.
Замышляев, Д.В. Социально-психологические предпосылки правонарушений несовершеннолетних / Д.В. Замышляев // Российский следователь. -
Арзуманов СВ. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, 2001, №
-226 с.
– 317 с.
Шелепова, Е.В. Дети группы «социального» риска / Е.В. Шелепова // Вестник Алтайской академии экономики и права. -
Преступность и правонарушения. Статистический сборник. - М.,
Антонян, Ю.М. Почему люди совершают преступления: причины преступности / Ю.М. Антонян. - М. : Камерон,
Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан. - М.,
- 210 с.
- С.43-
№
Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М.,
Макаренко А.С. Книга для родителей / Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Педагогика,
Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. Т.
– 215 с.
– 417 с.
– 145 с.
Лапушанский Ф.А., Крупка Ю.Н., Туркевич И.К. и др. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Опыт конкретно-социологического исследования. - Киев,
– 143 с.
-№
-Ст. 3991
– 435 с.
Ермаков В., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России. - М.,
О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №906 // Собрание законодательства РФ.-
- 385 с.
- 167 с.
– 274 с.
- С. 205-
Ушинский К. Д. Собр. соч. Т.
– С.32
- №
- 480 с
- 520 с
– С.54
Литонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб. : Юридический центр-пресс,
- С. 35-37
№
- №
Зиядова, Д. Неблагополучная семья - криминогенный фактор подростковой преступности / Д. Зиядова // Следователь. -
Гоголева, А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты / А.В. Гоголева. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК,
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения.2-й т. - М., 1980 – 393 с.
- №
- С. 75-78
– 205 с.
- М., 1991 – 333 с.
Макаренко А.С. Марш 30-х годов / Собрание сочинений в 4-х т. -М.: Педагогика,
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.,
– 163 с.
ПРООН опубликовала Индекс развития человеческого потенциала за 2010 год // http://hdr.undp.org/en/media/PR3-HDR10-HDI-R.pdf
-С. 31-
- 172 с
– 385 с.
Баженов, А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Баженов. -М. : [Б. и.],
- М.,
– 162 с.
Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. – М.: ВНИИ МВД России,
– С.12
Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы : учебное пособие /Е.М. Рыбинский. - М.: Академия,
- 144 с.
– 165 с.
Тавокин Е. П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов // Социологические исследования.
– 164 с.
- С. 20-
-№
- С. 77-
– 189 с.
– 324 с.
Дети социального риска и их воспитание : учебно-методическое пособие / под ред. Л.М. Шипициной. - СПб. : Речь,
- 322 с
Абызов, P.M. Социально-экономические и психологические факторы, обусловливающие безнадзорность несовершеннолетних / P.M. Абызов, Е.В. Шелепова // Ползуновский вестник. -
Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. - М.,
Криминология : учебник для вузов / Г.А. Аванесов, СМ. Иншаков, С.Я. Лебедем, П.Д. Эриашвили ; под ред. Г.А. Аванесова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,
-Вып.
Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиантного поведения подростков. Дисс. канд. пед. наук. -М.,
Тайбаков А. А. Профессиональный преступник // Социологические исследования.
- С.
– 318 с.
- Ст.
О положении детей в Российской Федерации. - М.,
– 428 с.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.,
– 126 с.
Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание,
№
Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр-пресс,
Гуров Д.В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел (на примере ставропольского края) - Ставрополь, - СГУ, -
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М.,
- №
Бакаев, А.А. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и механизм управления ими / А.А. Бакаев, Н.И. Остапенко // Российский следователь. -
Сибиряков, С.Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...) / С.Л. Сибиряков. - СПб. : Юридический центр-пресс,
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979 – 263 с.
- 189 с.
Ильяненко, Л.И. Преступность несовершеннолетних женского пола: состояния, причины, предупреждение / А.Н. Ильяшен-ко. -Воронеж : Ичд во Воронеж, ин-та МВД России,
- 464 с.
О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 гг. : постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. №732 : [в ред. от 30 декабря 2005 г. №847] // Собрание законодательства РФ. -
Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК,
Маленкова Л.И. Если он «трудный»? // Народное образование. -
Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А.Н. Кривоносое // Государство и право. -
Карпец И. И. Современные проблемы образования ?? //Вопросы философии.
– 385 с.
Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия»,
Огай, С.Г. Современное состояние преступности несовершеннолетних и организация ее профилактики : дис. ... канд. юрид. наук / С.Г. Огай. - М.: [Б. и.],
Шелепова, Е.В.Безнадзорность.Беспризорность. Преступность (криминологический анализ) / Е.В. Шелепова, К.Р. Абызов ; науч. ред. P.M. Абызов. - Барнаул : Изд-во ААЭП,