Каталог Социология общая: исследование и анализ «Социологический анализ отношения молодежи Ярославской области к занятиям физической культурой и спортом»

«Социологический анализ отношения молодежи Ярославской области к занятиям физической культурой и спортом»

спорт физическая культура профессионализм социокультурные исследования
Заказать готовую работу
📄 90 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение

    1. Обоснование актуальности и постановка цели исследования
    2. Формулировка задач, определение объекта и предмета исследования
    3. Применение методов социологического анализа
  2. Глава 1. Методологические подходы к изучению "физической культуры" и "спорта"

    1. Концептуальное обоснование социологии спорта: ключевые понятия и рамки исследования
    2. Роль "физической культуры" в формировании здорового образа жизни: теоретический анализ
  3. Глава 2. Социологический анализ "занятий физической культурой и спортом" среди молодежи

    1. Оценка "гуманистического потенциала занятий спортом и физической культурой": социокультурный взгляд
    2. Механизмы социализации через спорт: методологический подход
    3. Анализ стимулов и мотивационных факторов в молодежной среде
  4. Глава 3. Эмпирическое исследование отношения молодежи к "занятиям физической культурой и спортом" (на примере "Ярославской области")

    1. Описание методики исследования: организация опроса и инструментарий
    2. Интерпретация данных и анализ экспертного мнения
  5. Заключение

  6. Список литературы

  7. Приложения

В Таблице 5 представлена информация об акцентуации материалов, направленных на формирование представлений о спорте и физической культуре среди молодежи г. Ярославля и Ярославской области. Данные свидетельствуют о том, что спорт воспринимается преимущественно как атрибут успешного поведения и элемент привилегированного образа жизни, что обусловлено как положительными, так и отрицательными оценками.

Таблица 5
Акцентуация материалов Количество упоминаний
Приоритетная модель поведения 14
Отрицательные стороны 2
Положительные стороны 20
Традиция 3
Составляющая системы ценностей 8
Требование социума 16
Критерий здоровья 14
Критерий успешности и привилегии 18
Итого 20

Анализ данных таблицы демонстрирует, что акцент качества спорта как составляющей профессионального поведения и социального требования становится определяющим фактором в оценке физической культуры. В образовательном контексте спорт зачастую воспринимается через призму обязательных занятий и нормативов, что порождает негативное отношение к физической культуре. Однако, при систематическом вовлечении в спорт в качестве профессиональной деятельности, данный вид активности переходит в разряд ценностей и становится образом жизни, также влияющим на восприятие доступности спортивных объектов.

Следующим этапом исследования является анализ характеристик специалистов в сфере спорта, представленный в Таблице 6. В процессе сопоставления мнений участников дискурса вырисовывается комплекс признаков, определяющих образ спортивного профессионала, что отражается в оценке как личностных черт, так и эмоциональной составляющей имиджа.

Таблица 6
Характеристики специалистов мира спорта Количество упоминаний
Конфликтность 13
Манера общения 11
Склонность к жесткой иерархичности 18
Коллективисты 7
Суеверность 17
Иррационализм 15
Чрезмерная склонность к шуткам и юмору 5
Проблемы с пониманием не спортсменов 20
Итого 20

В совокупном анализе таблицы видно, что выявленные отрицательные характеристики специалистов мира спорта способствуют закреплению стереотипов об этой социальной группе. Выделяется проблема неразличения профессиональной подготовки спортсмена как педагога и его представительства в узкой спортивной практике. Такие результаты анализа подтверждаются данными современных исследований, согласно которым свыше 65% опрошенных отмечают недостаточную адаптацию коммуникационных стратегий специалистов в спорте, что требует дальнейшего пересмотра организации образовательного процесса в данной области.

Список литературы

- №

Кривцун-Левшина Л.Н., Котляров И.В. Социология физической культуры и спорта. - Витебск: УО «ВГУ им П.М.Машерова»,

- № 6

Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. - М.: ЮКЭА, 2007

Официальный сайт Агентства по физической культуре и спорту Ярославской области// http://www.yarregion.ru/depts/ddmfs/tmpPages/docs.aspx

- №

- №

Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Института социологии РАН,

- с. 38 –

Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. -

Бабкин А.В. Специальные виды туризма. / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс,

Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. -

Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер,

Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек // Социол. исслед. -

– 252 с.

Новоян А.В. Формирование самосохранительного поведения студентов в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки: автореферат дисс… канд. пед. наук. Калининград,

- № 1 (

Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры.

- 216 с.

– 272 с.

- №

Борисов П.С. Технология спортивного туризма. – Кемерово: КузГТУ,

Результаты социологического исследования «Вовлечённость населения Ярославской области в занятия физической культурой и спортом// http://www.yarregion.ru/depts/ddmfs/docsDocuments/

Блэклок, Д., Джекс, Э. Технологии командной игры / Д. Блэклок, Э. Джекс. – М.: ИД Гребенникова,

- 297 с.

Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса / Под ред. В.А. Черненко. – СПб,

– 219 с.

М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,

Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. -

Ремизов Л.П. Отдых на горных лыжах. – М.: Профиздат,

- 32 с.

- №

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.:АСТ, 2000

Колесникова И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социологические исследования. -

Малоземов О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся // Социологические исследования. -

Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста/Н.А.Дружинина, А.Г.Муталов, Г.П.Ширяева //Монография. - Уфа,

- №

Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. -

Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. -

Баранова Е.Л. Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы. -

- №

- №

Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма,

Савельева Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции // Власть. -

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования. -

- 252 с.

– 448 с.

– 232 с.

- №

Мартыненко А.В. Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни / А.В. Мартыненко, Е.С. Воробцова, Н.И. Белова и др. // Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2004: Итоги междисциплинарного исследования / Под общ. ред. Вал. Лукова, А.И. Ковалевой. Ч.

Репин Ю.В. и др. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 2005 – 74с.

Васькина Г.Е. Социология физической культуры и спорта. – Владивосток,

Захаров М.А. Социология спорта. - Смоленск: СГАФКСТ,

Уляева Л.Г. Психологический индикатор здоровьясбережения личности // Теория и практика ФК. -

- № 8

С.

– 359 с.

Коуп Р. Экстремальный спорт. – Спб.: Extreme Sports -

Вопросы и ответы

Что представляют собой теоретико-методологические основы исследования занятий физической культурой и спортом?
Теоретико-методологические основы данного направления представляют собой совокупность концептуальных положений и методологических подходов, обеспечивающих научное обоснование изучения процессов в области физической культуры и спорта. Они включают формулирование базовых понятий, определение методических стратегий и постановку задач, что позволяет систематизировать исследовательский процесс.
Какие аспекты функций физической культуры и спорта анализируются в рамках социологии спорта?
Анализ функций физической культуры и спорта осуществляется посредством рассмотрения их социального назначения и влияния на общественную жизнь. Данный подход обеспечивает оценку ролей, которые данные формы деятельности играют в общественных процессах, а также позволяет выявлять их значение в контексте социологических исследований.
В чём заключается роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни?
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни выражается через стимулирование регулярной физической активности и формирование устойчивых привычек, способствующих укреплению здоровья. Этот компонент исследовательской парадигмы позволяет обнаружить взаимосвязь между участием в спортивной деятельности и улучшением общего уровня физического и психологического состояния.
Как осуществляется социологический анализ отношения молодежи к физической культуре и занятиям спортом?
Социологический анализ отношения молодежи к физической культуре и занятиям спортом основан на системном изучении социальных установок и поведения представителей данной возрастной группы. Методология анализа включает сбор эмпирических данных, их структурирование и интерпретацию, что позволяет объективно оценить влияние культурных и социальных факторов на восприятие и участие в спортивной деятельности.
Что означает понятие «физкультура и спорт как ценности для молодежи»?
Понятие «физкультура и спорт как ценности для молодежи» отражает важность этих направлений как основополагающих факторов культурного и личностного развития молодых людей. Оно подразумевает признание спортивных практик не только как средств поддержания физического здоровья, но и как элементов, способствующих формированию гуманистических установок и социальной интеграции.
Как определяется роль спорта и физической культуры в социализации молодежи?
Роль спорта и физической культуры в социализации молодежи определяется через анализ их способности формировать коммуникативные навыки, поддерживать коллективные ценности и способствовать интеграции молодых людей в социальное пространство. Такой подход предполагает оценку влияния спортивной деятельности на улучшение межличностных отношений и личностное развитие участников.
Каким образом выявляются стимулы занятий физической культурой и спортом в молодежной среде?
Выявление стимулов для занятий физической культурой и спортом осуществляется посредством анализа мотивационных факторов и социально-психологических условий, способствующих участию в данных видах деятельности. Данный подход подразумевает систематизацию факторов, оказывающих влияние на выбор активного образа жизни, и позволяет установить причинно-следственные связи в поведении молодежи.