«Социологический анализ отношения молодежи Ярославской области к занятиям физической культурой и спортом»
Содержание
-
Введение
- Обоснование актуальности и постановка цели исследования
- Формулировка задач, определение объекта и предмета исследования
- Применение методов социологического анализа
-
Глава 1. Методологические подходы к изучению "физической культуры" и "спорта"
- Концептуальное обоснование социологии спорта: ключевые понятия и рамки исследования
- Роль "физической культуры" в формировании здорового образа жизни: теоретический анализ
-
Глава 2. Социологический анализ "занятий физической культурой и спортом" среди молодежи
- Оценка "гуманистического потенциала занятий спортом и физической культурой": социокультурный взгляд
- Механизмы социализации через спорт: методологический подход
- Анализ стимулов и мотивационных факторов в молодежной среде
-
Глава 3. Эмпирическое исследование отношения молодежи к "занятиям физической культурой и спортом" (на примере "Ярославской области")
- Описание методики исследования: организация опроса и инструментарий
- Интерпретация данных и анализ экспертного мнения
-
Заключение
-
Список литературы
-
Приложения
В Таблице 5 представлена информация об акцентуации материалов, направленных на формирование представлений о спорте и физической культуре среди молодежи г. Ярославля и Ярославской области. Данные свидетельствуют о том, что спорт воспринимается преимущественно как атрибут успешного поведения и элемент привилегированного образа жизни, что обусловлено как положительными, так и отрицательными оценками.
Акцентуация материалов | Количество упоминаний |
---|---|
Приоритетная модель поведения | 14 |
Отрицательные стороны | 2 |
Положительные стороны | 20 |
Традиция | 3 |
Составляющая системы ценностей | 8 |
Требование социума | 16 |
Критерий здоровья | 14 |
Критерий успешности и привилегии | 18 |
Итого | 20 |
Анализ данных таблицы демонстрирует, что акцент качества спорта как составляющей профессионального поведения и социального требования становится определяющим фактором в оценке физической культуры. В образовательном контексте спорт зачастую воспринимается через призму обязательных занятий и нормативов, что порождает негативное отношение к физической культуре. Однако, при систематическом вовлечении в спорт в качестве профессиональной деятельности, данный вид активности переходит в разряд ценностей и становится образом жизни, также влияющим на восприятие доступности спортивных объектов.
Следующим этапом исследования является анализ характеристик специалистов в сфере спорта, представленный в Таблице 6. В процессе сопоставления мнений участников дискурса вырисовывается комплекс признаков, определяющих образ спортивного профессионала, что отражается в оценке как личностных черт, так и эмоциональной составляющей имиджа.
Характеристики специалистов мира спорта | Количество упоминаний |
---|---|
Конфликтность | 13 |
Манера общения | 11 |
Склонность к жесткой иерархичности | 18 |
Коллективисты | 7 |
Суеверность | 17 |
Иррационализм | 15 |
Чрезмерная склонность к шуткам и юмору | 5 |
Проблемы с пониманием не спортсменов | 20 |
Итого | 20 |
В совокупном анализе таблицы видно, что выявленные отрицательные характеристики специалистов мира спорта способствуют закреплению стереотипов об этой социальной группе. Выделяется проблема неразличения профессиональной подготовки спортсмена как педагога и его представительства в узкой спортивной практике. Такие результаты анализа подтверждаются данными современных исследований, согласно которым свыше 65% опрошенных отмечают недостаточную адаптацию коммуникационных стратегий специалистов в спорте, что требует дальнейшего пересмотра организации образовательного процесса в данной области.
Список литературы
- №
Кривцун-Левшина Л.Н., Котляров И.В. Социология физической культуры и спорта. - Витебск: УО «ВГУ им П.М.Машерова»,
- № 6
Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. - М.: ЮКЭА, 2007
Официальный сайт Агентства по физической культуре и спорту Ярославской области// http://www.yarregion.ru/depts/ddmfs/tmpPages/docs.aspx
- №
- №
Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Института социологии РАН,
- с. 38 –
Королев А.А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. -
Бабкин А.В. Специальные виды туризма. / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс,
Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. -
Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер,
Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек // Социол. исслед. -
– 252 с.
Новоян А.В. Формирование самосохранительного поведения студентов в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки: автореферат дисс… канд. пед. наук. Калининград,
- № 1 (
Переверзин И.И. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов / Переверзин И.И., Суслов Ф.П. // Теория и практика физ. культуры.
- 216 с.
– 272 с.
- №
Борисов П.С. Технология спортивного туризма. – Кемерово: КузГТУ,
Результаты социологического исследования «Вовлечённость населения Ярославской области в занятия физической культурой и спортом// http://www.yarregion.ru/depts/ddmfs/docsDocuments/
Блэклок, Д., Джекс, Э. Технологии командной игры / Д. Блэклок, Э. Джекс. – М.: ИД Гребенникова,
- 297 с.
Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса / Под ред. В.А. Черненко. – СПб,
– 219 с.
М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,
Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. -
Ремизов Л.П. Отдых на горных лыжах. – М.: Профиздат,
- 32 с.
- №
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.:АСТ, 2000
Колесникова И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социологические исследования. -
Малоземов О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся // Социологические исследования. -
Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста/Н.А.Дружинина, А.Г.Муталов, Г.П.Ширяева //Монография. - Уфа,
- №
Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. -
Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социологические исследования. -
Баранова Е.Л. Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы. -
- №
- №
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма,
Савельева Ж.В. «Здоровье» и «болезни» россиян как социальные конструкции // Власть. -
№
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования. -
- 252 с.
– 448 с.
– 232 с.
- №
Мартыненко А.В. Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни / А.В. Мартыненко, Е.С. Воробцова, Н.И. Белова и др. // Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2004: Итоги междисциплинарного исследования / Под общ. ред. Вал. Лукова, А.И. Ковалевой. Ч.
Репин Ю.В. и др. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 2005 – 74с.
Васькина Г.Е. Социология физической культуры и спорта. – Владивосток,
Захаров М.А. Социология спорта. - Смоленск: СГАФКСТ,
Уляева Л.Г. Психологический индикатор здоровьясбережения личности // Теория и практика ФК. -
- № 8
С.
– 359 с.
Коуп Р. Экстремальный спорт. – Спб.: Extreme Sports -