Влияние кинематографа на общественное сознание молодежи.
Содержание
-
Введение
- Обоснование актуальности исследования в кинематографе
- Формулировка цели и определение задач работы
- Описание объекта, предмета и используемых методов
- Методологические подходы к анализу массовой коммуникации
-
Глава 1. Эволюция кинематографической системы как механизм массовой коммуникации
-
1.1 Исторические этапы становления кинематографа
Анализ ключевых этапов развития данной медиаиндустрии с акцентом на структурные преобразования. -
1.2 Социокультурное влияние кино на формирование общественного сознания
Рассмотрение специфических медиафреймов, формирующих массовое восприятие. -
1.3 Идеологическая функция кинематографа
Исследование механизмов внедрения идеологических установок через кинообраз. -
1.4 Влияние киноплатформы на молодежное восприятие
Оценка влияния медийного контента на когнитивные и эмоциональные структуры молодежи.
-
1.1 Исторические этапы становления кинематографа
-
Глава 2. Роль современного отечественного кинематографа в воспитании патриотических чувств у «российской молодежи»
-
2.1 Механизмы формирования патриотизма у российской молодежи
Рассмотрение образовательных и медийных методов воспитания патриотической идентичности. -
2.2 Анализ общественно-политических взглядов молодого поколения России
Оценка влияния социокультурного контекста на политические установки молодежи. -
2.3 Российский кинематограф и патриотизм (результаты опроса общественного мнения среди российской молодежи)
Представление эмпирических данных и статистического анализа мнений. -
2.4 Анализ отечественных кинофильмов последнего десятилетия в аспекте формирования чувства патриотизма
Сравнительный анализ контента и его воздействия на патриотическое сознание. -
2.5 Перспективы развития отечественного кинопроизводства
Обзор будущих направлений и потенциальных изменений в системе киноиндустрии.
-
2.1 Механизмы формирования патриотизма у российской молодежи
-
Заключение
- Подведение итогов исследования
- Систематизация полученных данных и формулировка выводов
- Практические рекомендации для развития массовой коммуникации через кино
-
Список использованной литературы
-
Приложение 1
В настоящем исследовании общественно-политических взглядов современной российской молодежи анализ проводился на основе данных, полученных группой исследователей Московского института социально-культурных программ. Опрос, проведённый в рамках социологического исследования «Проблемы патриотического воспитания молодежи», включал анкетирование респондентов в возрасте от 14 до 30 лет с использованием 44 вопросов, охватывающих такие параметры, как возраст, род занятий, уровень образования, материальное положение, формы досуга и отношение к общественным вопросам, непосредственно связанным с темой патриотизма.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии патриотических чувств у молодых россиян, несмотря на наличие разногласий в отношении идентификации с Родиной. Так, 46% опрошенных предпочитают жить в России, считая её своим домом, 79% выражают гордость за свою национальную принадлежность, а 52% респондентов идентифицируют себя как патриотов. Более того, 57% участников опроса высказались в пользу существования единой «национальной» идеи, способной объединить граждан страны, при этом 22% назвали в качестве такой идеи «Создание мощного Российского государства».
Анализ причин отсутствия гордости за Родину выявил следующие варианты ответов:
- «Я не считаю Россию своей Родиной, хотя я здесь родился» – 22%;
- «Мне все равно. Я — «гражданин мира»» – 45%;
- «Мне нечем гордиться, с таким народом ничего хорошего не сделаешь» – 33%.
Интересным фактом является то, что лишь 7% опрошенных ответили на вопрос о долге перед Родиной фразой «Я никому ничего не должен». Остальная часть респондентов определяет долг через призму гражданственности, законопослушности, налоговой дисциплины, а также стремления к духовному и интеллектуальному развитию с целью реализации своих талантов на благо страны. Также значительная часть молодых россиян (60%) проявляет интерес к истории страны, выражая уважение к солдатам, исполнявшим свой долг в различные исторические периоды.
Особое внимание в исследовании уделялось вопросам досуга респондентов, из которых 89% отдают предпочтение просмотру кино. Данная тенденция вызывает вопрос о влиянии отечественного кинематографа на воспитание патриотических чувств у молодёжи. Традиционно советское кино формировало образ праведного, смелого и деятельного патриота, однако современные культурные процессы демонстрируют появление иному типажа героя, порой представляющего собой «подростка из новостроек, который сражается с государством». Последний персонаж, будучи зачастую бунтарским и даже преступным, противоречит традиционному образу гражданственности.
В целях иллюстрации данной тенденции был проведён анализ отечественных кинолент за период 1999–2009 гг. Наряду с этим был осуществлён социологический опрос среди студентов 3-4 курсов ВУЗов Санкт-Петербурга, посвящённый взаимосвязи между российским кинематографом и патриотизмом, что позволяет глубже осветить трансформацию общественного восприятия национальных ценностей через призму киноискусства.
Список литературы
Якимович А. Кино. О художественном мышлении XX века//Киноведческие записки, 1993, №
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Про¬гресс,
Садуль Ж. История киноискусства. — М.,
Козлов А.А. О патриотизме и ражданственности. Учебно-методические материалы. СПб,
Большая советская энциклопедия. Режим доступа: [http://slovari.yandex.ru/dict/bse]
Делёз Ж. Кино. — М.,
Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. —М.:Академический Проект,
— СПб.,
Беньямин Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе. — М.,
London,
– 94 с.
Федоров А. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР,
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.,
Cаrr Е. Socialism in One Country: 1924-
Козлов Л. Социалистический реа¬лизм и художественные течения советс¬кого кино//Социалистический реализм и современный кинопроцесс. — М.,
VIP-версия. Комментарии известных людей на актуальные темы.Режим доступа:[ http://vip.subscribe.ru/quest/196]
Режим доступа: [http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2288]
Воспитание патриотизма и интернационализма средствами культуры и искусства.-М.:Серебряные нити,
Режим доступа: [http://seance.ru/n/25-26/perekrestok/kinematograf-dolzhen-pereformulirovat-svoe-opredelenie/]
Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М.,
Алексеев П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. М.,
html)
Vоl. 1
— С.
Википедия. Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Бумер_(фильм)]
Базен А. Что такое кино? — М., 1972 (http://zmotritel.livejournal.com/
Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. ОГИЗ, Л., Изд-во полит, лит.,
Природа фильма. М.,
Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6-ти тт. Т.
Быков Д. Р-р-рота!/ Огонек. Режим доступа [http://www.ogoniok.com/4913/35/]
Кракауэр
Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: Социол. очерк / Акад. гуманитар. наук. СПб.,
229 с.
Культурология. XX век. Энциклопе¬дия. Том
Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.,
Кинематограф должен переформулировать свое определение//Сеанс, № 25-
Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). – М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. Знания»,
Балаш Б. Кино. Становление и сущ¬ность нового искусства. — М.: Прогресс,
Интерфакс-религия. Информационный портал. Режим доступа: [http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=164]
Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. СПб.,