Каталог Психология: исследование и практика Выявление причин дезадаптации детей младшего школьного возраста

Выявление причин дезадаптации детей младшего школьного возраста

диагностика педагогика стиль адаптация исследование
Заказать готовую работу
📄 70 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение Введение включает обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач, описание объекта, предмета и применённых методов исследования.
  1. Глава 1. Теоретические подходы к пониманию дезадаптации детей в младшем школьном возрасте

    1. Особенности психологического развития детей младшей школы
    2. Концепция "адаптации" и "дезадаптации": теоретическое обоснование и классификация
    3. Факторы, провоцирующие дезадаптацию в условиях начального обучения
  2. Глава 2. Эмпирическая диагностика процессов дезадаптации среди младших школьников

    1. Этапы реализации и методика эмпирического исследования
    2. Применяемый диагностический аппарат и тестовые методики
    3. Характеристика и специфика формирования эмпирической выборки
    4. Статистическая обработка данных и интерпретация результативных показателей
Выводы Заключение Список использованной литературы Приложение

В проведённом исследовании диагностическое обследование осуществлялось как в групповом, так и в индивидуальном форматах. В ходе группового этапа исследования дети проходили диагностику в утреннее учебное время, где методические тексты предоставлялись в печатном виде, а ответы фиксировались на специально подготовленных бланках. Особое внимание уделялось предварительной беседе, направленной на разъяснение принципа анонимности, что способствовало повышению достоверности полученной информации и поддержанию концентрации внимания участников.

Индивидуальный формат диагностики охватил родителей и педагогов, участники которого работали в домашних условиях. При этом тексты опросников оставались в печатном виде, а ответы аккуратно заносились в те же специально разработанные формы, что обеспечивает сопоставимость данных между различными группами участников исследования.

Начало анализа интерпретации данных связано с исследованием стиля педагогической деятельности учителей изучаемых классов. В таблице ниже представлена диагностика педагогических стилей, обозначенная по названиям «монблан», «китайская стена», «локатор», «тетерев», «гамлет», «робот», «я сама» и «союз», с указанием процентных значений, отражающих преобладание каждого из них.

Таблица №2. Диагностика стиля педагогической деятельности у учителей начальных классов, принявших участие в данном исследовании
Тип стиля ПД Учитель 3 «А» Учитель 3 «Б»
монблан 12, 60% 15, 75%
китайская стена 5, 35,72% 5, 35,72%
локатор 10, 83,34% 7, 58,34%
тетерев 3, 23,08% 4, 30,77%
гамлет 6, 35,3% 7, 41,18%
робот 4, 28,58% 5, 35,72%
я сама 8, 80% 7, 70%
союз 5, 29,42% 15, 88,24%

Педагогический стиль считается выраженным, если процентное соотношение превышает 80%. Таким образом, для учителя 3 «А» преобладают стили «локатор» и «я сама», что свидетельствует о целенаправленном выделении определённой группы обучающихся с целью формирования специализированных отношений, в то время как внимание на личностном контакте с самим педагогом приводит к подавлению способности детей к самостоятельной инициативе. В свою очередь, педагог второго класса (учитель 3 «Б») демонстрирует преобладание стиля «союз», характеризующегося активным диалогом с классом, поддержанием позитивного эмоционального климата и гибким реагированием на изменения в психологической атмосфере образовательного процесса.

Приведённый анализ подтверждает, что выбранные педагогические стили являются устойчивыми характеристиками профессиональной деятельности исследуемых педагогов, одновременно не исключая возможности использования дополнительных методик в определённых ситуациях. Дополнительные исследования, подтверждённые данными статистическими показателями, указывают на взаимосвязь между особенностями педагогических стилей и процессами адаптации детей младшего школьного возраста, где избирательный подход может способствовать запуску или усугублению дезадаптационных процессов, влияющих на мотивационную сферу познавательной деятельности обучающихся.

Список литературы

Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия»,

– 368 с.

Вып.

Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия,

с. 25-

– 226 с.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007 – 330 с.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М. Педагогика,

Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов - на - Дону: Феникс 2006, с.

– 668 с.

- 216с.

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996, М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.

Ахутнина Т.В. Пылаева Н.М. Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. Т.

Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.,

Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М: УРАО, 1998, - 176 с.

Всеволодова Н.А. Ахметкужина И.В. Влияние стиля семейных отношений на личность подростка http://indigoufa.narod.ru/st

Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, №

Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998, №

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика,

– №

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком,

-№

Белякова Н.В. Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации // Гуманитарные исследования / Омск. гос. пед. ун-т. -Омск,

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987 – 352 с.

С.65-

Богданова О.С. Причины школьной дезадаптации http://area

Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html

Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2001, 350 с.

Трефилова Е.А Исследование особенностей адаптации младших школьников//URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997 - 44 с.

Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК,

Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК»,

- 124 с.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988, с. 94-

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер,

Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведенияhttp://www.otrok.ru/medbook/listpsy/vostr.htm

Матулене Г.О. социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. –

- С. 174-

Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2005 – 234 с..

Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1151-adaptacziya-k-shkole-diagnostika-preduprezhdenie-i-preodolenie-dezadaptaczii?start=1

html

Соловьев И.В. Использование формы «С» многофакторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла (16 PF) для оценки и прогнозирования адаптивности военнослужащих при выполнении боевых задач в условиях вооруженного конфликта.//Журнал практического психолога, 1998, №3

№4

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М: Знак,

Введение в педагогическую деятельность/А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000 – 123 с.

Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника./ Л.В. Ковинько. - М.: Изд-во «Академия», 1998 – 206 с.

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации http://www.psihologu.info/content/view/151/16/

- 320 с.

Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000, с. 149-

, с.163-169

Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1,

Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Изд дом «БАХРАХ» -

Наследов А.Д., Математические методы в психологии: Учебное пособие/ А.Д. Наследов.- Спб: Речь,

Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 512 с.

– Т.

Школьная дезадаптация. Электронный резурс. http://schoolchild.ru/categoryblog/33-dezadapt.html

Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17

- 652 с.

pdf

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 250 с.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории – М.: Мысль, 1971 – 253 с.

– 400 с.

ru/metodic-material.php?1860

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 243 с.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение,

Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7,

— 160 с.

Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск: Педагогика,

- 672 с.

Вопросы и ответы

Какова структура теоретического анализа причин дезадаптации у детей в младшем школьном возрасте?
Структура теоретического анализа включает последовательное рассмотрение особенностей развития детей, определение понятий адаптации и дезадаптации, а также анализ классификации видов дезадаптации. Такой подход обеспечивает систематизацию теоретических основ и способствует выявлению ключевых механизмов нарушения адаптивного процесса.
Что понимается под адаптацией и дезадаптацией в психологическом контексте?
Адаптация представлена как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды посредством формирования устойчивых форм поведения, а дезадаптация характеризуется как нарушение этого процесса, приводящее к неэффективному взаимодействию с внешней средой. Эти понятия служат базовыми для анализа психологических процессов в условиях детского развития.
Какие этапы включает эмпирическое исследование причин дезадаптации у детей в младшем школьном возрасте?
Эмпирическое исследование реализуется через последовательное проведение нескольких этапов: определение этапов исследования, использование диагностического аппарата, характеристика эмпирической выборки с особым вниманием к методике проведения исследования, а также детальный анализ и интерпретация полученных данных. Каждый из этих этапов обеспечивает надежность и валидность полученных результатов.
Какова роль диагностического аппарата исследования в эмпирическом анализе причин дезадаптации?
Диагностический аппарат исследования представляет собой совокупность методических и инструментальных средств, обеспечивающих объективное измерение и оценку ключевых аспектов адаптивных процессов. Его применение позволяет установить достоверные взаимосвязи между теоретическими предпосылками и эмпирически полученными данными, повышая точность исследования.
Какие логические взаимосвязи существуют между особенностями развития детей, понятием адаптации и причинами дезадаптации?
Особенности развития детей определяют индивидуальные траектории адаптации, в то время как понятие адаптации и дезадаптации служит теоретической основой для выявления факторов, способствующих нарушению этого процесса. Взаимосвязь данных компонентов позволяет систематически выделить причины дезадаптации, что обеспечивает всестороннее понимание нарушений в процессе приспособления к условиям внешней среды.
Каково общее значение интеграции теоретического анализа и эмпирического исследования причин дезадаптации у детей в младшем школьном возрасте?
Интеграция теоретического анализа с эмпирическим исследованием позволяет создать комплексную методологическую базу, объединяющую концептуальные положения и практические данные. Такой синтез способствует глубокому пониманию психологических механизмов, определяющих развитие адаптивных и дезадаптивных процессов, и обеспечивает надёжную платформу для дальнейших научных изысканий в данной области.
Какова функциональная роль раздела «Приложение» в структуре научного исследования?
Раздел «Приложение» выполняет вспомогательную функцию, предоставляя дополнительные материалы, методологические детали и данные, способствующие более полному пониманию исследования. Он позволяет расширить изложение основных результатов и обеспечить прозрачную методическую базу для воспроизводимости исследования.